Государственные закупки однородных товаров

Некоторые заказчики сталкиваются с затруднениями при выборе способа закупок однородных товаров и применения норм Закона "О государственных закупках", регулирующих порядок закупки однородных товаров. Для чего разделяют товары по однородности? Каким образом закупаются однородные товары в государственных закупках?

Какие товары считаются однородными?

Подпунктом 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" предусмотрено понятие однородных товаров, работ, услуг. Однородные товары, работы, услуги - это товары, работы, услуги которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми.

При проведении государственных закупок необходимо четко руководствоваться критериями однородности.

Если взять для примера канцелярские товары, то можно заметить, что такие товары очень разнообразны, начиная от самых простых - блокнота и ручки,  и заканчивая различными степлерами, дыроколами, бейджами, стикерами, файлами и другими канцелярскими принадлежностями. В связи с этим все товары, относящиеся к канцелярским товарам, нельзя назвать однородными, поскольку каждые из них выполняют разные функции и не всегда могут быть взаимозаменяемыми, а также состоят из разных компонентов, имеют разные характеристики.

Однородными товарами к примеру являются ручки, допустим гелевые и шариковые. При этом их стоимость за единицу разная, и они не идентичны, но они выполняют одни и те же функции, состоят из схожих компонентов, имеют сходные характеристики и могут быть взаимозаменяемыми.

Ручка и карандаш уже не являются однородными товарами, поскольку выполняют разные функции и не могут быть взаимозаменяемыми, а также состоят из разных компонентов и имеют разные характеристики. Таким образом ручки и карандаши, являясь видами канцелярских товаров, образуют в общем канцтовары, поэтому в целом канцелярские товары не являются однородными товарами.

Закупки однородных товаров без применения норм Закона "О государственных закупках"

В подпункте 60) пункта 1 статьи 4 данного Закона указано, что государственные закупки осуществляются без применения норм указанного Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случае приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает 100-кратного размера месячного расчетного показателя (МРП), установленного на соответствующий финансовый год.

В данном случае заказчик при закупке однородных товаров, работ, услуг без норм закона должен обеспечить, чтобы годовой объем закупок не превышал 100-кратного размера МРП. Заказчик должен определить, являются ли однородными  закупаемые товары, то есть имеют ли они согласно подпункту 6) статьи 1 Закона  сходные характеристики, состоят ли из схожих компонентов, выполняют ли одни и те же функции и являются ли взаимозаменяемыми. В случае если товары, работы. услуги не подходят под указанные критерии, то они не являются однородными и в соответствии с указанной нормой закупаться без норм закона не могут.

В случае, если годовой объем закупок однородных товаров превышает 100 МРП осуществление закупок без применения норм Закона невозможно.

Закупки однородных товаров способом запроса ценовых предложений

Однородные товары, работы, услуги закупаются также способом запроса ценовых предложений, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают 4000-кратного размера МРП, установленного на соответствующий финансовый год, при этом решающим условием является цена.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона при закупке нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания). При закупке однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок также обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по месту их поставки (выполнения, оказания).
Определение победителя государственных закупок способом запроса ценовых предложений осуществляется по каждому лоту.

Не допускается в целях применения способа запроса ценовых предложений дробление годового объема государственных закупок однородных товаров, работ, услуг в течение финансового года на части, размер одной из которых менее 4000-кратного размера МРП.

Определить однородность товаров при осуществлении закупок способом ценовых предложений заказчик должен согласно критериям предусмотренным подпунктом 6) статьи 1 указанного Закона.

Закупки однородных товаров способом конкурса

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона "О государственных закупках" и пункта 27 Правил осуществления государственных закупок организатор государственных закупок при осуществлении  закупок способом конкурса товаров, работ, услуг, не являющихся однородными, вправе организовать и провести единые государственные закупки указанным способом с обязательным разделением таких товаров, работ, услуг в конкурсной документации на лоты.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан в конкурсной документации разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания).

В данном случае рассмотрение заявок на участие в конкурсе, оценка и сопоставление конкурсных ценовых предложений участников конкурса, а также определение победителя конкурса осуществляются по каждому лоту, предусмотренному в конкурсной документации.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.6 (40 голосов)
 

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Правилами.