Как предпринимателю защитить коммерческую тайну?

Любое лицо имеет право на охрану принадлежащей ему коммерческой тайны при условии, что оно само приняло меры к ограничению свободного доступа к информации и позаботилось об обеспечении конфиденциальности.

Охрана коммерческой тайны это, в первую очередь, запрет кому быть ни было разглашать сведения, отнесенные к коммерческой тайне, то есть запрет распространения этих сведений среди определенного либо неограниченного круга лиц в любой форме, а также запрет передачи таких сведений другим лицам.

Право на защиту информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее регистрации, получения свидетельств и т.п.).

Государственные органы и их должностные лица обязаны не разглашать относящиеся к коммерческой тайне сведения, полученные при регистрации юридических лиц и предпринимателей, при проверке их деятельности, контроле за условиями работы и при совершении других действий, вытекающих из функций соответствующих органов. Однако не является разглашением коммерческой тайны представление информации уполномоченным государственным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами.

При выполнении регистрационных, проверочных или контрольных функций государственные органы и должностные лица не вправе требовать доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, кроме тех, которые необходимы в целях реализации их контрольных и надзорных функций, установленных законодательными актами. Такие же ограничения применяются при предоставлении государственным органам различных справок, сведений или иных данных. Не все предприниматели пользуются принадлежащими им правами и зачастую по первому требованию предоставляют любые запрошенные сведения. Между тем, субъект частного предпринимательства вправе не предоставлять государственным органам и должностным лицам при выполнении регистрационных, контрольных функций и при совершении других действий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, кроме той, которая необходима для реализации возложенных на них функций, установленных законами Республики Казахстан (пункт 7 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве").

Правоохранительные органы вправе запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо на основании постановления суда (пункт 9 статьи 11 Закона "О частном предпринимательстве"). При этом материалы, относящиеся к коммерческой тайне и используемые правоохранительными органами при производстве розыскных действий, дознания, следствия или судебного производства, не подлежат разглашению.

Право на защиту нераскрытой информации не ограничено во времени и действует до тех пор, пока сохраняются условия, рассмотренные нами выше для того, чтобы коммерческая тайна считалась таковой.

Ответственность за получение, распространение или использование информации, составляющей коммерческую тайну, может быть гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной. Причем возможно одновременное применение нескольких видов ответственности.

Хотя действующим законодательством предусмотрены довольно жесткие меры по отношению к лицам, недобросовестно разгласившим, распространившим или использующим чужую информацию, составляющую коммерческую тайну, как мы видим, привлечь таких лиц к ответственности, и тем более компенсировать ущерб на практике представляется трудновыполнимым.

Отсюда напрашивается закономерный вывод: гораздо лучше принять меры к сохранению коммерческой тайны, чем впоследствии пытаться наказать виновных и компенсировать убытки.

Некоторые меры, которые могут помочь избежать нежелательного распространения нераскрытой информации:

  • четкое определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предпринимателя;
  • применение технических средств и способов защиты информации (шифрование и т.д.). Большое количество предпринимателей не задумывается о том, что информация, находящаяся на винчестерах их компьютеров представляет значительную ценность для конкурентов и прочих недоброжелателей;
  • тактичное, но, в то же время, дозированное предоставление информации контрольно-надзорным органам. Предприниматель должен точно знать, какую информацию он обязан предоставлять, а какую не обязан и по каким поводам, требовать фиксации получения от него информации в виде официальных запросов, предписаний о проведении проверок и т. п.;
  • осторожность в выборе контрагентов и партнеров по бизнесу, закрепление положений об охране коммерческой тайны и ответственности за нарушение конфиденциальности в заключаемых договорах в любых сферах деятельности, определение в заключаемых договорах списка сведений, составляющих тайну, в то же время не разглашая саму тайну;
  • грамотная регламентация отношений по охране коммерческой тайны с работниками при приеме их на работу.

Поделитесь ссылкой