Нарушения со стороны заказчика при проведении государственных закупок способом запроса ценовых предложений

В процессе участия в государственных закупках способом запроса ценовых предложений предприниматели могут столкнуться с различными нарушениями со стороны организаторов и заказчиков государственных закупок. Попробуем рассмотреть основные виды нарушений и способы противодействия им.

Несоблюдение сроков для размещения информации о государственных закупках

Суть нарушения

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" организатор должен разместить информацию о государственных закупках на веб-портале государственных закупок не позднее 5 рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений. На практике этот срок не всегда соблюдается, что не позволяет всем потенциальным поставщикам успеть принять участие в закупках, и своевременно подготовить и представить ценовое предложение.

Как противодействовать

Поставщик имеет право в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 15 Закона "О государственных закупках" обратиться в органы финансового контроля с письменным обращением с жалобой на действия (бездействие) заказчика, организатора государственных закупок. Таким образом, он может принудить организатора выполнить требования по своевременному размещению информации или добиться отмены проведенных с нарушением закупок.

Неразмещение заказчиком проекта договора

Суть нарушения

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона "О государственных закупках" организатор государственных закупок не позднее 5 рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений обязан разместить на на веб-портале государственных закупок на казахском и русском языках информацию  о проводимых закупках товаров, работ, услуг и проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий, в том числе и технических. Размещенная информация о предстоящих государственных закупках способом запроса ценовых предложений, должна быть доступна для ознакомления всем потенциальным поставщикам, прошедших регистрацию на веб-портале государственных закупок.

Неразмещение на веб-портале проекта договора не позволяет потенциальному поставщику ознакомиться с его текстом и существенными условиями, без чего в случае победы будет сложно или невозможно выполнить договор.

Как противодействовать

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 15 Закона "О государственных закупках" поставщику необходимо незамедлительно обратиться в органы финансового контроля с жалобой на данное нарушение и требованием обязать заказчика или организатора закупок исправить допущенное нарушение, а если закупки были проведены - то с требованием об их отмене.

Несоответствие данных указанных в тексте объявления и в тексте проекта договора

Суть нарушения

Размещенные текст объявления о закупка и текст проекта договора могут существенно отличаться по основным условиям (наименование товара, работы, услуги, объем поставок и технические характеристики, сроков исполнения условий договора и порядок расчетов). В связи с этим при подписании договора поставщик может обнаружить условия, на которые он не рассчитывал при представлении ценового предложения.

Как противодействовать

Потенциальный поставщик должен внимательно проверять соответствие указанных сведений друг другу. Поставщик имеет право отозвать свое ценовое предложение до окончания сроков предоставления ценовых предложений, указанных в объявлении. Он также может обжаловать указанные нарушения в органах финансового контроля или в суде.

Несоответствие текста договора, представленного на подписание, ранее размещенному проекту договора

Суть нарушения

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона "О государственных закупках" не допускается внесение изменений и (или) дополнений в существенные условия проекта договора о государственных закупках. В нарушение этого требования поставщик может получить на подписание договор, текст которого отличается от ранее размещенного проекта.

Как противодействовать

Поставщик имеет право не подписывать договор, отличающийся от проекта договора, так как в соответствии со статьей 39 Закона "О государственных закупках" внесение изменений в проект договора о государственных закупках допускается при соблюдении следующих взаимосвязанных условий:

  • внесение изменения в проект договора инициировано одной из сторон не позднее пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса;
  • внесение изменения допускается в части уменьшения суммы проекта договора;
  • решение о внесении изменения в части уменьшения суммы договора принято по взаимному согласию сторон.

Не допускается внесение изменений в проект договора о государственных закупках без соблюдения указанных условий.

Не допускается вносить в проект либо заключенный договор о государственных закупках изменения, которые могут изменить содержание условий проводимых (проведенных) государственных закупок и (или) предложения, явившегося основой для выбора поставщика.

В соответствии с пунктом 6 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан №5 от 14 декабря 2012 года "О применении судами законодательства о государственных закупках" поставщик, признанный победителем, вправе отказаться от заключения договора независимо от причин отказа либо предложить заказчику внести изменения в существенные условия договора. Указанные отказ либо предложение поставщик вправе предоставить заказчику только до истечения срока направления последним проекта договора (в течение 5 рабочих дней после подведения итогов). Представленный поставщиком отказ от заключения договора не будет являться нарушением со стороны поставщика и не будет в дальнейшем являться основанием для признания в суде его недобросовестным участником государственных закупок. К подобным исключениям также относятся какие-либо другие письменные обращения, исполнение которых не представляет возможности заказчику заключения договора на указанных при объявлении государственных закупок условиях.

Также в защиту своих прав поставщик может указать на несоответствие в описании характеристик закупаемых товаров (работ, услуг), указанных в размещенной заказчиком информации фактическим условиям договора, представленного заказчиком к заключению. Указанное основание будет толковаться в пользу поставщика в случае предъявления заказчиком в суде требований о признании его недобросовестным поставщиком за уклонение от заключения договора.

Во всех случаях принуждения к изменению текста договора поможет жалоба в орган финансового контроля.

Несвоевременное предоставление либо непредоставление заказчиком подписанного договора поставщику

Суть нарушения

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона "О государственных закупках" заказчик обязан подписать и предоставить поставщику договор в течение 5 рабочих дней с момента утверждения итогов закупок. В нарушение этого требования в некоторых случаях организаторы закупок предоставляют договор несвоевременно. При этом может оказаться под угрозой возможность своевременного исполнения договора поставщиком. Иногда договор не предоставляется вообще, что полностью исключает возможность его исполнения.

Как противодействовать

Осуществление государственных закупок регламентируется не только Законом "О государственных закупках", но и согласно пункту 1 указанного Нормативного постановления гражданским законодательством. Пунктом 4 статьи 399 Гражданского кодекса предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с данным кодексом или иными законодательными актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные отказом заключить договор. 

Таким образом в случае не предоставления и не подписания заказчиком договора поставщик имеет право обратиться с иском в суд о принудительном заключении договора или с жалобой в орган финансового контроля об устранении нарушений, а также вправе требовать возмещения убытков, вызванных несвоевременным предоставлением либо не предоставлением заказчиком договора о государственных закупках.

Более того, пунктом 6 упомянутого Нормативного постановления предусмотрено, что при предъявлении заказчиком иска о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора заказчик, в соответствии со статьями 65, 66 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, обязан представить в суд доказательства надлежащего направления им проекта договора (например, почтовое уведомление о доставке проектов договора, расписка поставщика о получении нарочно) либо указать причины неисполнения им данной обязанности. Невыполнение заказчиком возложенной на него указанной обязанности является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора.

Препятствия победившему участнику в заключении и исполнении договора

Суть нарушения

Участник государственных закупок, представивший наименьшее предложение, может столкнуться с явным или скрытым противодействием организатора, полагавшего победу в закупках "своего" поставщика, под которого проводились государственные закупки.

Это может выразиться:

  • в предъявлении необоснованных дополнительных требований к исполнению договора;
  • предложении отказаться от заключения договора в пользу другого поставщика;
  • предложении, чтобы заключенный договор исполнял другой поставщик.
Как противодействовать

Указанные нарушения носят явный коррупционный характер. Помимо жалобы в органы финансового контроля эффективным может оказаться обращение в органы финансовой полиции.

Установление в договоре о государственных закупках неприемлемых сроков исполнения

Суть нарушения

Зачастую поставщик сталкивается с ситуацией, когда заказчик устанавливает неприемлемые сроки исполнения договора для поставщика. К примеру, когда итоги госзакупок подведены 5 числа, а срок исполнения установлен на 6 число.

Как противодействовать

Согласно статье 31 Закона "О государственных закупках" у поставщика имеется 7 рабочих дней для подписания договора после предоставления Заказчиком подписанного договора. Согласно статье 40 данного Закона договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком. Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в территориальных органах казначейства. Таким образом, поставщик, согласившийся с условиями договора, обязан исполнить его в указанный срок (даже на следующий день с момента вступления в силу договора). Поэтому возможность исполнения договора к определенному сроку участнику закупок нужно оценивать до подачи ценового предложения.

В случае признания потенциального поставщика победителем государственных закупок, если поставщик по каким либо причинам не укладывается в срок по исполнению договора либо исполнение в установленные заказчиком сроки неприемлемы для поставщика, последнему не следует предоставлять письменный отказ от подписания договора, либо исполнения его, так как это влечет за собой включение поставщика в реестр недобросовестных участников госзакупок.

Несвоевременное и ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по договору

Суть нарушения

В соответствии пунктом 12 статьи 37 Закона договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору. Нарушения могут заключаться:

  • в несвоевременной оплате по договору;
  • отсутствии необходимых условий для выполнения поставщиком своих обязательств (например, непредоставление помещения для ремонта);
  • отказе от приемки результатов выполненных надлежащим образом работ или услуг.
Как противодействовать

Поставщик в соответствии с условиями договора и действующего законодательства должен реагировать путем предъявления соответствующих исков: о взыскании суммы оплаты, о понуждении к исполнению обязательств по договору, применять неустойки за все виды нарушений, а также воздействовать путем применения дисциплинарных и административных мер воздействия на должностных лиц заказчика, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

Указание заказчиком на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя

Суть нарушения

Зачастую заказчики при закупке товара указывают о нем более подробную информацию, тем самым нарушая пункт 1 статьи 31 Закона "О государственных закупках" где указано, что не допускается указывать на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику.
Размещение данных условий допускается только в следующих случаях:

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования;
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга.
Как противодействовать

Поставщику не рекомендуется заключать договор, а затем, ссылаясь на неправомерное требование, добиваться принятия товара, не подходящего под описание. В случае обнаружения нарушения заказчиком указанных требований Закона поставщику до участия в закупках необходимо обратиться с жалобой в органы финансового контроля или обжаловать его действия в судебном порядке и добиться проведения закупок в соответствии с условиями законодательства.

Предъявление к поставляемому товару требований, которые не были оговорены в информации о закупках

Суть нарушения

Заказчик согласно пункту 1 статьи 31 Закона "О государственных закупках" обязан конкретно указывать и описывать товар, являющийся предметом государственных закупок, с указанием технических условий и существенных условий в проекте договора о государственных закупках. Заказчик вправе отказаться принять товар только в том случае, если он указал все существенные условия в проекте договора и описал товар с указаниями технических условий, а поставщик поставил товар, отличающийся от требований и характеристик закупаемого товара, указанных в проекте договора о государственных закупках. Если же поставщик поставил товар, а заказчиком не были указаны конкретные характеристики закупаемого товара, то последний обязан принять товар, потому как им самим не соблюдены требования указанной нормы Закона.

Как противодействовать

В случае возникновения данного нарушения поставщику необходимо обратиться с жалобой в органы финансового контроля или обжаловать действия заказчика в судебном порядке (предъявить иск об обязывании принять и оплатить поставленный товар).

Поделитесь ссылкой