Потенциальный поставщик, победивший в государственных закупках, может столкнуться с ситуацией, когда заказчиком нарушается требование по своевременному предоставлению подписанного проекта договора о государственных закупках. В данном случае бремя решения проблем по своевременности исполнения договора ложится на поставщика. Вправе ли поставщик не заключать договор, представленный ему на подпись с нарушением сроков? Можно ли продлить сроки исполнения договора в связи с задержкой его заключения по вине заказчика?
Вправе ли поставщик отказаться от заключения договора о государственных закупках?
Возможность отказа от проведения государственных закупок предоставлена лишь для заказчика при определенных основаниях, предусмотренных пунктом 10 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках".
Возможность отказа поставщика от подписания договора законом не предусмотрена, поскольку в случае победы в государственных закупках поставщик обязан подписать договор с заказчиком. В противном случае согласно статье 38 упомянутого Закона такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.
Влияет ли направление заказчиком договора с пропуском срока на обязанность поставщика заключить договор?
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона "О государственных закупках" заказчик в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок обязан подписать и направить потенциальному поставщику проект договора о государственных закупках, составленный в соответствии с типовым договором, а также один экземпляр протокола об итогах закупок (последний документ - если закупки проводились способом конкурса).
Нарушение заказчиком данной обязанности не влечет для него никакой ответственности. Статья 167 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность заказчика за различные нарушения при проведении госзакупок, оставляет данное нарушение без внимания.
При этом нарушение данной обязанности заказчиком не сказывается на обязанности потенциального поставщика заключить договор, направленный ему с нарушением срока, поскольку последний обязан подписать проект договора в течении 7 рабочих дней с момента его представления организатором при закупках способом ценовых предложений (пункт 9 статьи 17 Закона) и в не позднее 30 календарных дней - при закупках путем проведения конкурса (пункт 3 статьи 37 Закона).
Данным упущением законодателя пользуются заказчики, имеющие намерение создать затруднения "неугодному" победителю государственных закупок в последующем исполнении договора, в некоторых случаях умышленно не предоставляя в установленные сроки проект договора для подписания, либо предоставляя его тогда, когда своевременное выполнение договора ставится под угрозу.
Действия поставщика в случае, если заказчик не направляет ему договор для заключения
В случае, если 5-дневный срок для направления договора поставщику истек, а договор заказчиком так и не направлен, адекватной реакцией потенциального поставщика будет являться незамедлительное обращение с жалобой в орган финансового контроля или в прокуратуру с требованием обязать заказчика незамедлительно устранить допущенные нарушения.
Действия поставщика в случае, направления ему заказчиком договора с нарушением срока
Дает ли нарушение сроков направления договора основания для продления сроков его исполнения?
Если проект договора поставщиком получен после истечения 5 рабочих дней после подведения итогов закупок, то поставщик, не смотря на нарушения со стороны заказчика, не вправе рассчитывать на продление сроков исполнения договора. Это обусловлено тем, что внесение изменений в проект договора о государственных закупках, в том числе связанных со сроком его исполнения, допускается только по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39 Закона "О государственных закупках", среди которых отсутствует задержка направления заказчиком проекта договора потенциальному поставщику.
Оценка поставщиком возможности исполнения договора до его подписания
В случае, если поставщик получил проект договора с нарушением сроков его предоставления, установленных пунктом 1 статьи 37 Закона "О государственных закупках", он должен оценить свои возможности по исполнению договора в пределах оставшегося срока, указанного в проекте для его исполнения и в зависимости от этих возможностей, принять одно из следующих решений:
- о невозможности выполнения обязательств;
- о возможности выполнения обязательств.
Определение условий договора по решению суда
Если поставщик придет к выводу о невозможности выполнения обязательств по договору, то самостоятельно отказаться от заключения договора государственных закупок он не сможет ввиду угрозы быть признанным недобросовестным участником государственных закупок. В этом случае ему следует воспользоваться возможностями, предоставленными статьями 399 и 400 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) и определить условия заключаемого договора в судебном порядке.
Пункт 3 статьи 399 Гражданского кодекса обязывает поставщика, не согласного со сроками договора, направить заказчику протокол разногласий к договору о государственных закупках. При письменном отклонении протокола разногласий или неполучении ответа на него в течение 30 дней потенциальный поставщик в порядке преддоговорного спора вправе предъявить иск об определении условий заключаемого договора. Обоснованием изменения срока заключаемого договора будет являться невозможность его исполнения в первоначально установленный срок в связи с несвоевременным направлением проекта заказчиком.
Заключение договора в случае нарушения срока его предоставления заказчиком
В случае, если не смотря на нарушение заказчиком срока предоставления проекта договора, потенциальный поставщик примет решение о возможности исполнения своих обязательств в предусмотренные проектом сроки, он самостоятельно несет все риски, связанные с неисполнением принятых на себя обязательств. В соответствии со статьей 272 Гражданского кодекса принятое на себя поставщиком обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Согласно пункту 2 статьи 359 Гражданского кодекса лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.
Поэтому поставщику придется принять все меры по своевременному исполнению заключенного договора.
Если же, не смотря на все усилия, договор о государственных закупках оказался не исполненным или исполненным с нарушением сроков, то в случае предъявления иска о признании недобросовестным участником закупок, поставщику следует доказывать, что он был вынужден заключить договор во избежание уклонения от государственных закупок, а нарушение сроков исполнения договора вызвано задержкой при заключении договора. В качестве доказательств могут быть использованы любые документы, подтверждающие несвоевременность получения подписанного договора от заказчика; переписка с заказчиком, подтверждающая, что поставщик приложил все усилия для своевременного заключения договора и своевременного его исполнения; документы, подтверждающие, что именно в виду несвоевременно предоставления договора заказчиком у поставщика не удалось запланированное надлежащим образом исполнение договора (договоры поставки, соглашения, платежные поручения и т.д.).
- 63750 просмотров