В ходе исполнительного производства возникает необходимость произвести оценку арестованного имущества должника в целях его дальнейшей продажи. Кто должен производить оценку? Кто несет расходы по оценке? Как быть, если один из участников исполнительного производства не согласен с оценкой? И что делать, если должник препятствует оценке своего имущества?
Кто назначает оценку имущества в исполнительном производстве?
Пункт 1 статьи 68 Закона Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" предусматривает, что оценка может производиться судебным исполнителем путем:
- самостоятельного назначения оценщика;
- назначения оценщика по предложению одной из сторон исполнительного производства;
- поручения одной из сторон исполнительного производства (должнику или взыскателю) о проведении оценки имущества должника.
Пунктом 11 Нормативного постановления Верховного Суда "О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве" установлено, что вынесение постановления о назначении оценщика и передача имущества должника на торги являются прерогативой только судебного исполнителя, что предусмотрено статьями 68, 74 указанного Закона.
Кто оплачивает оценку?
Оплата услуг по оценке арестованного имущества должника возлагается на стороны исполнительного производства (по решению судебного исполнителя) и в последующем возмещается за счет должника (пункт 1 статьи 68 вышеуказанного Закона).
В случае обжалования результатов оценки оплата за услуги по проведению новой оценки возлагается на обжалующую сторону (пункт 4 указанной статьи).
В какой срок должна быть назначена оценка?
Судебный исполнитель должен вынести постановление о проведении оценки в течение 10 рабочих дней с момента ареста и выявления принадлежности имущества должнику.
Копии постановления судебного исполнителя о назначении оценщика направляются должнику и взыскателю не позднее дня, следующего за днем его вынесения (пункты 1, 2 статьи 68 указанного Закона).
Кто производит оценку имущества?
В соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об оценочной деятельности" оценочная деятельность – это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Закона субъектами оценочной деятельности признаются оценщики и юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовой договор.
Оценщиком в соответствии с подпунктом 11) статьи 1 указанного Закона является физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на основании свидетельства о присвоении квалификации "оценщик", выданного палатой оценщиков, и являющееся членом одной из палат оценщиков.
Таким образом, оценку имущества в рамках исполнительного производства может производить только оценщик, являющийся членом палаты оценщиков либо организация, в которой такой оценщик работает.
Какой должна быть стоимость оцениваемого имущества?
В соответствии со статьей 257 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) при прекращении права собственности имущество оценивается исходя из его рыночной стоимости в установленном законом порядке. Поэтому судебный исполнитель обязан принять необходимые меры к тому, чтобы имущество должника было оценено и передано на торги по рыночной стоимости. (пункт 11 вышеуказанного Нормативного постановления).
Если одна из сторон не согласна с произведенной оценкой?
Согласно пункту 3 статьи 68 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" сторона исполнительного производства, не согласная с оценкой, может по своему выбору:
- обратиться в экспертный совет за получением заключения по проведенной оценке в соответствии с Законом "Об оценочной деятельности"
- либо обжаловать оценку в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве.
Экспертиза отчета об оценке в экспертном совете палаты оценщиков
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете об оценке, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, может проводиться экспертиза отчета об оценке.
Экспертиза проводится экспертным советом палаты оценщиков, членом которой является оценщик, проводивший оценку.
Экспертиза отчета об оценке проводится по инициативе заказчика и (или) третьего лица, оспаривающего отчет об оценке.
Экспертиза проводится за счет стороны, инициирующей экспертизу отчета об оценке на основании договора между лицом, оспаривающим отчет об оценке, и палатой оценщиков.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертным советом палаты оценщиков:
-
Положительное заключение содержит вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности и (или) о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной в отчете об оценке.
-
Отрицательное заключение содержит вывод о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности и (или) об опровержении стоимости объекта оценки, определенной в отчете об оценке.
В случае выдачи отрицательного заключения оплата, произведенная заказчиком за экспертизу отчета об оценке, возмещается оценщиком, составившим отчет об оценке, или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор (пункт 3 указанной статьи).
Срок проведения экспертизы отчета об оценке не должен превышать 30 календарных дней. (пункт 5 Правил проведения экспертизы отчета об оценке).
Отрицательное заключение экспертного совета либо признание судом отчета об оценке недействительным является основанием для назначения судебным исполнителем новой оценки. В случае выдачи отрицательного заключения экспертным советом оплата, произведенная заказчиком за экспертизу отчета об оценке, возмещается оценщиком, составившим отчет об оценке, или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор (пункт 3 статьи 68 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей").
Оспаривание оценки в суде
Должник или взыскатель, не согласные с оценкой, вправе оспорить ее в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 250 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, которая утратила силу с 1 июля 2021 года, действия судебного исполнителя, связанные с оценкой имущества, а также о принятии либо отказе в принятии отчета об оценке имущества могли быть обжалованы в порядке, установленном данной статьей.
В соответствии с пунктом 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан "О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве" в случае возникновения спора, связанного с оценкой имущества должника, принятые судебным исполнителем меры подлежат проверке в соответствии с частью 6 статьи 250 ГПК.
В связи с исключением из ГПК статьи 250 необходимо руководствоваться норами Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Согласно части 1 статьи 134 АППК по иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 158 АППК при признании иска о совершении действия обоснованным и законным суд обязывает ответчика совершить конкретные действия и устанавливает срок для их исполнения. Если истец одновременно требует признать противоправность конкретного совершенного действия ответчика, суд в решении признает, что фактическое действие административного органа было противоправным.
Согласно части 2 указанной статьи при признании иска о запрете действия обоснованным и законным суд запрещает ответчику совершать конкретные действия в последующем.
Таким образом, при несогласии с отчетом об оценке, организованной судебным исполнителем, стороне исполнительного производства необходимо обратиться в административный суд с административным иском о запрете действия, в котором нужно просить суд признать незаконными действия судебного исполнителя по принятию отчета об оценке и (или) обязать его воздержаться от принятия оспариваемого отчета об оценке. Одновременно может быть заявлено требование об обязывании судебного исполнителя принять другой отчет об оценке с более достоверной стоимостью.
В соответствии с частью 4 статьи 136 АППК иск на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов подается в суд в течение 10 рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно. Таким образом, стороне, не согласной с оценкой, необходимо подать иск в суд не позднее 10 рабочих дней со дня ознакомления с отчетом об оценке.
Согласно части 2 статьи 146 АППК административные дела об оспаривании действий (бездействия) судебного исполнителя рассматриваются и разрешаются в течение 10 рабочих дней со дня назначения его к разбирательству в судебном заседании.
Частью 4 статьи 168 АППК установлено, что в случае несогласия с вынесенным решением апелляционная жалоба по административным делам об оспаривании действий (бездействия) судебных исполнителей может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения.
Приостанавливается ли исполнительное производство на период обжалования оценки?
Перечень случаев, при которых судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство, указан в статье 42 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей". Экспертиза отчета об оценке и оспаривание оценки в судебном порядке среди таких случаев не указаны, следовательно несогласие с оценкой не способно приостановить исполнительное производство.
Если должник препятствует оценке
Согласно пункту 2 статьи 68 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" копии постановления судебного исполнителя о назначении оценки имущества направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 указанного Закона постановление судебного исполнителя подлежит обязательному исполнению.
В статье 128 данного Закона указано, что законные требования судебного исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Республики Казахстан. Невыполнение законных требований судебного исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным исполнителем функций по исполнению исполнительных документов влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Статья 673 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за воспрепятствование физическими лицами и юридическими лицами совершению судебным исполнителем, судебным приставом действий по обращению взыскания на имущество (опись, оценка, арест, проведение торгов) или отказ в выполнении в связи с этим его требований. Эти действия влекут штраф штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц – в размере 20 месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до 5 суток.
- 25402 просмотра