Поставка оригинального товара и его аналогов (совместимых товаров) в государственных закупках

Зачастую поставщики, побеждая в государственных закупках товаров, поставляют заказчику товар, отличающийся от установленных им к нему требований. Встречаются нарушения и со стороны заказчика, выраженные в указании последним информации о закупаемом товаре, указание которой не допускается законодательством о государственных закупках. Вправе ли заказчик указывать на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя? Вправе ли поставщик поставить полностью совместимый товар, выпущенный другим производителем? Имеет ли заказчик право требовать доказательств совместимости поставленного товара с товарами, имеющимися у заказчика?

Вправе ли заказчик указывать на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя?

Информация о закупаемых товарах, работах, услугах указывается и размещается организатором государственных закупок на веб-портале государственных закупок. С предоставляемой информацией  согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 31 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" размещается проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий, в том числе технических условий. В размещаемой информации заказчику не допускается указывать на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иные характеристики, определяющие принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику.

Размещение данных условий допускается только в следующих случаях: 

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования;
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга.

В конкурсной документации согласно пункту 3 статьи 17 и в аукционной документации согласно пункту 3 статьи 35-1 указанного Закона также не допускается при размещении информации заказчиком указывать упомянутые критерии и характеристики товара.

Вправе ли поставщик поставить полностью совместимый товар, выпущенный другим производителем?

Пунктом 12 Приложения 4 к Типовой конкурсной документации  "Типовой договор о государственных закупках товаров/услуг" Правил осуществления государственных закупок  предусмотрено, что  товары или услуги, поставляемые в рамках данного договора, должны соответствовать или быть выше стандартов, указанных в технической спецификации. Согласно пункту 2 статьи 31, пункту 1 статьи 21, пункту 1 статьи 35-3 Закона "О государственных закупках" представление потенциальным поставщиком заявки на участие в госзакупках является формой выражения его согласия осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением существенных условий, предусмотренных проектом договора о государственных закупках. Из смысла указанных норм следует, что поставщик должен поставить товар, указанный заказчиком в проекте договора. В данном случае совместимый товар будет товаром, отличающимся от требований заказчика, в связи с тем, что он изготовлен другим производителем под другим наименованием.

В данном случае возникает вопрос: не нарушаются ли действиями заказчика требования подпункта 6) пункта 1 статьи 31 Закона РК "О государственных закупках", предусматривающего запрет на указание заказчиком на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иные характеристики, определяющие принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику.

Рассмотрим две ситуации:

Случай, когда заказчик вправе указывать информацию о товаре

Например, при закупке картриджей в договоре о государственных закупках указано: "... 50 единиц Q5929В для принтера НРLJ 1160"..... Картридж должен быть от производителя принтера.." В данном случае указание модели картриджа к конкретному принтеру не нарушает требований указанной нормы Закона "О государственных закупках", потому как картридж предназначен для доукомплектования имеющегося (установленного) принтера. Картридж – это специальное устройство, входящее в состав принтера, внутри которого находится красящее вещество. Следовательно согласно приведенному примеру указание модели конкретного картриджа не нарушает требований закона, прав потенциального поставщика, свободы конкуренции и принципов госзакупок.

Случай, когда заказчик не вправе указывать информацию о товаре

К примеру, при закупке принтеров в договоре о государственных закупках указано: "... 50 единиц маркировочного принтера EBS 6100 .." В данном случае на первый взгляд казалось бы нет нарушения указанной нормы закона. Однако указанное наименование принтера (его модель) непосредственно указывает на его поставщика, поскольку производителем указанных принтеров является компания EBS GmbH.

Если указание на определенный товар сделано заказчиком правомерно, то поставка поставщиком другого (даже полностью совместимого товара) не допустима, за исключением если заказчик в договоре сам не указал на возможность данной поставки. Поставщик, принимая участие в госзакупках, возлагает на себя полную ответственность за исполнение принятых на себя обязательства. Следовательно, он обязан исполнять договор только в соответствии с установленными требованиями и условиями договора.

Если, же поставщик обнаружит, что требования заказчика в части указания на конкретный товар сделаны установлены с нарушением закона, он всегда вправе обратиться с жалобой в инспекцию финансового контроля либо обжаловать действия заказчика в суде согласно статье 45 Закона "О государственных закупках".    

Вместе с тем, согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 39 Закона возможно внесение изменений в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара предложил при условии неизменности цены за единицу товара более лучшие качественные и (или) технические характеристики. Следовательно заказчик на свое усмотрение вправе принять от поставщика совместимый товар от другого производителя, если он лучше по качественным и технических характеристикам и если этими действиями заказчиком не нарушаются условия договора, явившихся основой для выбора поставщика. 

Отсюда следует, что поставщику необходимо при подаче заявки на участие в госзакупках внимательно изучать размещенную информацию и условия в проекте договора. В противном случае заказчик вправе отказаться принять товар, который отличается по своим техническим условиям от предусмотренных проектом договора.
Согласно указанным нормам Закона поставщик не вправе после подписания договора поставить полностью совместимый товар, выпущенный другим производителем, потому как это будет считаться нарушением условий договора.  Решение о принятии совместимого товара принимается лишь заказчиком, если поставляемый товар при неизменности цены лучше по качественным и техническим характеристикам, и если тем самым не нарушатся условия договора, явившиеся основой для выбора поставщика.

В свою очередь со стороны заказчика нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 31 Закона не допустимо. В противном случае поставщик в случае обнаружения вышеуказанных нарушений заказчика вправе обжаловать его действия.

Имеет ли заказчик право требовать доказательств совместимости поставленного товара с товарами, имеющимися у заказчика?

Понятие совместимости в Законе "О государственных закупках" предусмотрено лишь в пункте 1 статьи 32, где указаны основания  осуществления государственных закупок способом из одного источника в случае возникновения необходимости произвести у того же поставщика другие закупки в целях обеспечения совместимости с имеющимися товарами. Следовательно в данном случае заказчик вправе требовать доказательств совместимости поставленного товара с товарами, имеющимися у заказчика согласно указанной нормы закона. В других случаях в этом нет необходимости, поскольку поставщик обязан поставить необходимый товар, указанный заказчиком в проекте договора. Следовательно требование о подтверждении совместимости не является правомерным, за исключением случаев, если сам заказчик при закупке товара указал возможность поставки совместимого товара.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.5 (11 голосов)
 

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Правилами.