Российская компания хочет провести на территории Казахстана стимулирующую лотерею с розыгрышами призов. Например, купи ед. продукции, найти уникальный код под этикеткой, зарегистрируй код на сайте или отправь СМС-сообщение на короткий номер. Участвуй в розыгрыше, выиграй призы.
1. Есть ли понятие стимулирующей лотереи в законодательстве Казахстана? 2. Требуется ли получение разрешения на проведение стимулирующей лотереи? 3. Кто может быть организатором стимулирующей лотереи (юридическое лицо какого государства)? 4. Какие требования предъявляются к рекламе стимулирующей лотереи (в частности к текстам на упаковке продукции, которая будет участвовать в лотерее) - на каком языке и т.д.? 5. Какие требования предъявляются непосредственно к лотерейному билету (заменителю билета - например, этикетке продукции)? 6. Какие дополнительные требования предъявляются к организатору лотереи (например, по закону о лотереях РФ организатор должен вставать на учет в Росфинмониторинге, проходить ежегодную аудиторскую проверку, сдавать отчеты по лотерее в налоговую, размещать итоги лотереи в СМИ)? 7. Вопрос по налогу на доходы физического лица с выигрыша. Платится ли налог с выигрыша в Казахстане, какая ставка налога, от какой суммы платится налог с выигрыша (например, в РФ с 4000 рублей)? Кто платит налог с выигрыша в натуральной форме и с выигрыша в денежной (физическое лицо или организатор)? Приведите пример расчета налога с приза стоимостью 5000 рублей и денежного приза стоимостью 5000 рублей. Кто может быть налоговым агентом (юридическое лицо какого государства)? Если это юридическое лицо только Казахстана, то возможно ли заключить договор российской компании с юридическим лицом Казахстана на услуги налогового агента (в РФ это практикуется)? 8. Есть ли тенденции по изменению законодательства в области стимулирующих лотерей в ближайшее время, если да, то какие могут быть изменения (возможно рассматриваются какие-либо законопроекты в этой области) Просьба, чтобы все ответы подкреплялись ссылками на статьи законов.
1. Об уточнении понятия "Стимулирующая лотерея"
В настоящее время действующее законодательство в сфере организации и проведения лотереи не содержит такого понятия, как стимулирующая лотерея. Правовая регламентация указанной сферы также не является исчерпывающей, поскольку отсутствует соответствующий нормативный правовой акт раскрывающий какие-либо аспекты лотерейной деятельности.
В описанной Вами ситуации технология проведения лотереи путем отправки SMS-сообщений на указанный номер является SMS-лотереей, при которой участник лотереи осуществляет различного вида ставки для участия в лотерее путем отправки короткого сообщения состоящего из цифр и (или) букв, комбинации цифр и (или) букв (SMS) через операторов сотовой связи организатору лотереи для регистрации и участия в розыгрыше.
2. Разрешительные документы.
В соответствии с пунктом 7 статьи закона «О лицензировании» наличие лицензии требуется для организации и проведения лотерей.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2012 года № 1716 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по организации и проведению лотерей, а также в сфере игорного бизнеса" утверждены квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления деятельности по организации и проведению лотерей (далее -Квалификационные требования).
Квалификационные требования для SMS-лотереи включают:
- наличие инструктивного и методического материала по организации и проведению лотереи;
- наличие правил внутреннего контроля;
- наличие на праве собственности здания (часть здания, помещение) для хранения оборудования, электронных документов, денежных средств и призового фонда лотереи;
- кассы организатора лотереи (аппаратно-программного комплекса), осуществляющего учет лотерейных билетов и прием оплаты за участие в лотерее, а также произведения выплаты выигрышей;
- договора о прямой трансляции на телевидении с указанием предполагаемого эфирного времени и даты проведения розыгрыша;
- договора с операторами сотовой связи на проведение SMS-лотереи, предусматривающего обязательство по направлению обратного SMS-сообщения участникам лотереи, где содержатся сведения;
- наличие договора с субъектами предпринимательства, осуществляющими охрану и транспортировку денежных средств, в том числе электронных документов (SMS-сообщений).
Таким образом для осуществления деятельности связанной с организацией и проведением SMS-лотереи необходима лицензия. Органом-лицензиаром на право проведения лотерей является Агентство по делам спорта и физической культуры РК.
3. Субъекты лотерейной деятельности.
Организаторами лотерейной деятельности могут быть государственные и негосударственные юридические лица. Последние могут выступать в форме коммерческих (пункт 9 статьи 1 Закон "О частном предпринимательстве) и некоммерческих организаций (статья 24 Закона "О профессиональных союзах").
При это казахстанское законодательство не содержит запретов для нерезидентов (иностранных компаний) в осуществлении лотерейной деятельности на территории Республики Казахстан.
4. Требования к рекламе и продукции
Реклама на территории Республики Казахстан, за исключением периодических печатных изданий, распространяется на государственном и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках (пункт 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О рекламе").
Согласно статье 21 Закона "О языках в Республике Казахстан" бланки, вывески, объявления, реклама, прейскуранты, ценники, другая визуальная информация излагаются на государственном и русском, а при необходимости, и на других языках.
Товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам, производимым в Казахстане, должны содержать необходимую информацию на государственном и русском языках.
Товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам зарубежного производства обеспечиваются переводом на государственный и русский языки за счет средств импортирующих организаций.
В соответствии с пунктом 10 Технического регламента "Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению". утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2008 года №277 информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, не вводящей в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, пищевой ценности (для пищевой продукции), энергопотребления (для энергопотребляющего оборудования), природы, происхождения, способа изготовления (производства) и употребления (применения), а также других сведений, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции (товара), и исключать принятие данной продукции (товара) за другую, близкую к ней по внешнему виду или органолептическим показателям.
5. Требования к лотерейному билету
Согласно вышеуказанным квалификационным требованиям выдача лотерейного билета (при проведении SMS-лотереи) подтверждается направлением обратного SMS-сообщения. В данном случае лотерейный билет представляет собой короткое текстовое сообщение передаваемое оператором сотовой связи посредством сети сотовой связи.
Подпункт 3-1 пункта 3 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О связи" гласит, что оператор сотовой связи обеспечивает передачу информационных, коротких текстовых сообщений на "государственном "и русском языках.
6. Требования к организаторам лотереи.
Казахстанское законодательство не содержит запретов для нерезидентов (иностранных компаний) в проведении лотереии на территории Республики Казахстан.
Для осуществления деятельности в Казахстане нерезидент, зарегистрированный в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя по законодательству своего государства, не должен проходить регистрацию в казахстанских регистрирующих органах.
Исключением являются филиалы и представительства иностранных юридических лиц, которые подлежат учетной регистрации в органах юстиции (статьи 3, 6-1 Закона Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств").
В соответствии с пунктом 8 статьи 191 Налогового кодекса Республики Казахстан нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе независимо от регистрации в органе юстиции.
У нерезидента, не имеющего постоянного учреждения в Казахстане такая обязанность отсутствует.
Кроме, того в соответствии со статьей 574 Налогового кодекса, лица осуществляющие деятельность связанную с организацией и проведением лотереии и реализацией лотерейных билетов должны в стать на регистрационный учет в качестве налогоплательщиков в налоговых органах для учета объектов налогообложения (выпуска лотерейных билетов).
Каких-либо специальных или дополнительных требований к организаторам лотерейной деятельности помимо получения лицензии законодательство не содержит. Взаимоотношения указанных лиц с государственными органами осуществляется по общим требованиям предъявляемым к субъектам частного предпринимательства.
7. Налогообложение
В соответствии с пунктом 4 статьи 160 Налогового кодекса Республики Казахстан выигрыши (выплачиваемые в денежной или натуральной форме в том числе по лотереям) относятся к доходам облагаемым у источника выплаты.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса доходом в виде выигрышей, облагаемым у источника выплаты, является выплачиваемый налоговым агентом доход в виде выигрышей, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса.
Таким образом выигрыш полученный участником лотереи подлежит налогообложению по ставке 10%. Налог удерживается у физического лица, получившего выигрыш, налоговым агентом, которым в данном случае является организатор лотереи - как резидент, так и нерезидент. Последний по общему правилу, закрепленному статьей 188 Налогового кодекса уплачивает в Республике Казахстан налоги только с доходов, полученных из источников в Республике Казахстан, в соответствии с положениями Налогового кодекса.
Если выигрыш по лотерее составляет не более 50 процентов от минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выигрышей (на сегодняшний день 18 660 * 50% = 9 330 тенге), то такой доход не подлежит налогообложению (подпункт 9 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса). Сумма, превышающая указанный размер, будет обложена налогом.
Пример расчета налога с суммы 5000 рублей, что по официальному курсу на день ответа составляет 5000 х 4,67 = 23 350 тенге. При выплате выигрыша и в денежной, и в натуральной форме налог будет удерживаться с суммы, превышающей 50% от минимального размера заработной платы, то есть с суммы 14 020 тенге (23 350 - 9 33). Сумма, налога подлежащая уплате составит: 14 020 * 10% = 1 402 тенге. В случае с денежным выигрышем налоговый агент (организатор лотереи) должен удержать ее из суммы выигрыша, а в случае с выигрышем в натуральной форме - получить данную сумму от выигравшего участника лотереи до вручения выигрыша.
Передача функций налогового агента другому юридическому лицу (например, от нерезидента к резиденту) по договору не допускается.
8. Об изменениях в законодательстве о лотереях.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2013 года № 1015 внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона «О лотереях и лотерейной деятельности».
Главной новацией законопроекта является требование к правовой форме организаторов лотерейной деятельности и принадлежности активов этих компаний. В рамках данного проекта предполагается, что организаторами лотереи могут быть созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и постоянно действующие на территории Республики Казахстан коммерческие негосударственные юридические лица, осуществляющее предпринимательскую деятельность и обладающее лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению лотерей в Республике Казахстан, а также национальный оператор лотереи (юридическое лицо, со стопроцентным участием государства).
Таким образом, с принятием указанного Закона возможность для юридических лиц - нерезидентов выступать в качестве организаторов лотерей будет устранена, и для осуществления рассматриваемой деятельности останется лишь один вариант - создание юридического лица на территории Казахстана (можно с иностранным участием).
- 10806 просмотров