Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния

Уверенны ли вы, что в записи акта гражданского состояния, например о вашем рождении, ваши данные указаны правильно?. Многие, сталкиваясь с такой проблемой, не знают как ее правильно решить и нужно ли ее решать? Что такое акты гражданского состояния? Кем вносятся изменения и исправления в запись акта гражданского состояния? Что делать если органы ЗАГСа отказываются вносить исправления? Как должно выглядеть заявление о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния?

Что такое акты гражданского состояния?

Под актами гражданского состояния понимают события или действия граждан, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, и характеризующие правовое состояние граждан.

В соответствии со статьей 163 Закона Республики Казахстан "О браке и семье" подлежат регистрации в государственных органах ЗАГС:

  • рождение;
  • смерть;
  • заключение брака;
  • расторжение брака;
  • усыновление (удочерение);
  • установление отцовства (материнства);
  • перемена имени, отчества и фамилии.

Таким образом, органами ЗАГС вносятся записи в книги регистрации актов гражданского состояния, гражданам же выдается соответствующее свидетельство, выписанное на основании записи.

Причины ошибок в актовых записях и необходимость их устранения

В идеале запись в свидетельстве, которое у вас на руках и запись в актовой книге должны быть идентичными и соответствовать подлинным данным, однако практика показывает, что зачатую срабатывает человеческий фактор и допускаются ошибки, которые в последствии, ведут к долгой процедуре их исправления.

А внести исправления в актовую запись Вам необходимо, например, для получения наследства (самая распространенная ситуация). Нотариус выдает отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство наследникам, в связи с тем, что у умершего актовая запись была не точной и не позволяет подтвердить родственные отношения. Тогда Вам необходимо для получения наследства эту неточность устранить.

Порядок внесения изменений, дополнений и исправлений в органах ЗАГС

Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производятся органами записи актов гражданского состояния (статья 167 Закона "О браке и семье").

Для внесения изменений, дополнений и исправлений вам необходимо обратиться в органы ЗАГСа с заявлением. Заявление об изменении, дополнении и исправлении в записи актов гражданского состояния подается в рай(гор) отдел ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя по установленной форме, которую можно получить на месте.

К заявлению прилагаются:

  • свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, подлежащее замене;
  • автобиография заявителя с подробным указанием сведений о нем и его близких родственниках.

К заявлению могут быть приложены также иные документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния.

Документы, кроме свидетельства подлежащего замене могут быть приложены в копиях, подлинность их заверяет работник ЗАГСа, сверяя их с представленными ему оригиналами.

Заявление должно быть написано разборчиво и содержать исчерпывающие ответы на все указанные в форме вопросы.

Заявления и приложенные к нему документы подлежат рассмотрению рай(гор) отделом ЗАГС в 60-дневный срок со дня принятия заявлений. При наличии уважительных причин указанный срок может быть продлен заведующим рай(гор) отделом ЗАГС не более, чем на 30 дней.

На основании представленных документов и результатов проверки рай(гор) отдел ЗАГС по месту жительства заявителя составляет заключение ) об изменении, дополнении и исправлении актов гражданского состояния или об отказе в этом.

В случае отказа в изменении, дополнении и исправлении записи в заключении органа ЗАГС должны быть указаны причины отказа. Заключение может быть обжаловано Вами в установленном порядке.

Установление неправильностей записи в актах гражданского состояния в суде

В случае если органы ЗАГС отказывают вам во внесении изменений и исправлений в запись акта гражданского состояния, то вам необходимо обратиться с заявлением в суд.

Суд рассматривает такие дела только при:

  • отсутствии спора о праве (то есть обращение в суд не связано со спором с третьими лицами);
  • наличии письменного отказа органов ЗАГС внести исправление в произведенную запись.

Заявление в суд может быть подано любым заинтересованным лицом, это значит, что даже если ошибка допущена не в вашем документе, но ваши права затрагиваются вы можете обращаться в суд.

Заявление об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя либо месту нахождения органа записей актов гражданского состояния (статья 318 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан).

Данная категория дел рассматривается судом в порядке особого производства.

В заявлении должно быть указано, в чем заключается неправильность записи в книгах записи актов гражданского состояния, когда и каким органом записи актов гражданского состояния было отказано в исправлении или изменении произведенной записи.

К заявлению прилагаются:

  • отказ органов ЗАГС о внесении изменений, исправлений и дополнений;
  • документ, подлежащий замене, в следствие изменений, исправлений, дополнений;
  • иные документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

При наличии оснований для удовлетворения заявления, суд выносит решение.

Данное решение суда, которым установлена неправильность записи в книгах записи актов гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органами записи актов гражданского состояния (статья 320 ГПК РК).

Резолютивная часть такого решения должна содержать точную и исчерпывающую информацию о том, какая запись является не правильной, составленная в отношении какого лица, зарегистрированная каким органом, когда, и где, с указанием номера актовой записи.

Копия решения суда отправляется в орган записи актов гражданского состояния. На на основании данного решения и по вашему заявлению Вам выдается новое свидетельство с внесенными исправлениями, изменениями и дополнениями.

Поделитесь ссылкой