Временная регистрация по месту жительства

Кто должен проходить временную регистрацию при проживании вне места постоянного жительства? Куда нужно обращаться и какие документы требуются для этого? Какая ответственность предусмотрена за проживание без временной регистрации?

На кого распространяется требование о временной регистрации?

Подпункт 26) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О миграции населения" в качестве внутреннего мигранта рассматривает лицо, переселяющееся внутри Республики Казахстан самостоятельно в целях постоянного или временного проживания. Таким образом, временно переселяющиеся лица считаются внутренними мигрантами.

Подпунктом 1) пункта 2 статьи 51 указанного Закона установлено, что внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Самого порядка регистрации данный Закон не устанавливает. Он регламентирован Правилами  регистрации внутренних мигрантов, утвержденными Правительством.

Таким образом временную регистрацию обязаны проходить все временные мигранты, то есть лица, переселяющиеся внутри Республики Казахстан для временного проживания (пребывания).

Зачем нужна временная регистрация?

Временная регистрация необходима, потому что:

  • обязанность проходить ее введена Законом "О миграции населения", а порядок установлен Правилами регистрации внутренних мигрантов;
  • несоблюдение этих правил влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

На кого не распространяется требование о временной регистрации?

Требование о временной регистрации не распространяется на тех граждан, которые не подпадают под определение внутренних мигрантов, то есть переселяющихся внутри Республики Казахстан:

  • не по собственной инициативе и;
  • не в целях проживания.

К таким лицам, например, относятся:

  • заключенные;
  • арестованные;
  • военнослужащие срочной службы.

Нужна ли временная регистрация людям, приехавшим временно (например на лечение или на работу по вахтовому методу?)

Необходимость временной регистрации не связана с целью приезда. Подпунктом 1) пункта 2 статьи 51 Закона "О миграции населения" установлено, что внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания).

В соответствии  с пунктом 4 Правил регистрации внутренних мигрантов регистрация осуществляется помимо жилых помещений, также в гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях. Таким образом, люди, приехавшие на лечение или на работу по вахтовому методу по истечению установленного срока обязаны пройти регистрацию.

В каких помещениях можно регистрироваться?

Подпунктом 17-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О миграции населения" установлено, что местом временного пребывания (проживания) являются имеющие адрес здание, помещение либо жилище, не являющиеся местом жительства и в котором лицо пребывает (проживает) временно.

Согласно пункту 4 Правил регистрации внутренних мигрантов регистрация внутренних мигрантов осуществляется:

  • жилых домах;
  • квартирах;
  • дачных строениях;
  • садоводческих товариществах;
  • кооперативах;
  • общежитиях;
  • гостиницах;
  • домах отдыха;
  • санаториях;
  • профилакториях;
  • лечебных учреждениях;
  • домах-интернатах;
  • пансионатах;
  • домах престарелых;
  • служебных зданиях и помещениях.

Где можно пройти временную регистрацию?

В соответствии с подпунктом 16) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О миграции населения" органы внутренних дел осуществляют постановку на учет граждан Республики Казахстан, прибывающих на место временного пребывания (проживания).

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации внутренних мигрантов регистрация граждан Республики Казахстан по постоянному либо временному месту жительства осуществляется территориальными подразделениями уполномоченного органа (Миграционной полиции) через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (Центры обслуживания населения, ЦОНы).

Стандарт государственной услуги "Регистрация по месту жительства граждан Республики Казахстан" предусматривает возможность получить данную услугу через портал Электронного правительства.

Документы, необходимые для временной регистрации

Личное присутствие собственника жилья и регистрируемого лица в ЦОНе обязательны.

Пунктом 9 Стандарта государственной услуги "Регистрация по месту жительства граждан Республики Казахстан" установлено, что для временной регистрации необходимо представить в ЦОН следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность собственника жилища (личное присутствие собственника жилища обязательно);
  • согласие собственника жилища на временную регистрацию по установленной форме (выдается в ЦОНе);
  • ходатайство администрации организации (учреждения) о регистрации по месту работы (при регистрации в служебных зданиях и помещениях);
  • документ, удостоверяющий личность регистрируемого (дети до 16 лет – свидетельство о рождении);
  • квитанция об оплате государственной пошлины за временную регистрацию в размере 10% от месячного расчетного показателя (МРП) или документы, подтверждающие освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 546 Налогового кодекса;
  • документ, подтверждающий приобретение собственником жилища в собственность либо свидетельствующий о получении его в пользование, в том числе по договору найма (аренды), поднайма, а также предоставляющий ему право на вселение в жилище (сведения об этих документах Корпорация "Правительство для граждан" при наличии возможности может получить в форме электронных документов).

Стоимость временной регистрации

Подпунктом 1) статьи 540 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрена ставка государственной пошлины за регистрацию места жительства в размере 10 процентов от месячного расчетного показателя (МРП). При этом Налоговый кодекс не уточняет за какую регистрацию взимается госпошлина - за постоянную или временную.
Ясность в этот вопрос вносит подпункт 3) пункта 9 Стандарта государственной услуги "Регистрация по месту жительства граждан Республики Казахстан", в котором указано, что оплата государственной пошлины производится как за постоянную, так и за временную регистрацию.

Оплатить госпошлину за временную регистрацию можно в любом отделении банка. Удобнее всего это можно сделать в самом ЦОНе.

В какие сроки производится регистрация?

В соответствии с пунктом 4 Стандарта государственной услуги "Регистрация по месту жительства граждан Республики Казахстан" срок процедуры регистрации составляет:

  • в ЦОНе - с момента сдачи услугополучателем пакета необходимых документов -  30 минут;
  • через портал электронного правительстваа -  15 минут.

Как влияет временная регистрация на коммунальные услуги?

На тех коммунальных услугах, потребление которых оплачивается в зависимости от израсходованного объема или количества (например, тепло, вода или свет), временная регистрация не может отразиться.

Если же размер оплаты зависит от количества проживающих, то новая регистрация может сказаться на их размере. Законом этот момент не урегулирован, нужно руководствоваться договором с организацией, оказывающей коммунальные услуги.

Ответственность за отсутствие временной регистрации

В соответствии с частью 1 статьи 492 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях проживание граждан Республики Казахстан без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком от 10 календарных дней до 1 месяца  влечет предупреждение. Примечание к статье 492  говорит о том, что  указанное требование  не распространяются на временных жильцов, проживающих сроком до одного месяца по месту временного пребывания (проживания). Временные жильцы — это в соответствии с подпунктом 45) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" граждане, которым нанимателем (собственником жилища, членом жилищного кооператива) предоставлено право временного проживания в жилище без взимания с них платы за пользование жилищем.

Таким образом, не привлекаются к административной ответственности:

  • лица, не являющиеся арендаторами, проживающие сроком до 1 месяца;
  • арендаторы, проживающие сроком до 10 дней.

Привлекаются к административной ответственности, но не в виде штрафа, а в виде предупреждения:

  • арендаторы, проживающие сроком от 10 дней до 1 месяца.

В соответствии с частью 2 статьи 492 Кодекса об административных правонарушениях проживание граждан Республики Казахстан без регистрации по месту временного пребывания (проживания) сроком свыше 1 месяца:

  • для всех категорий проживающих   влечет штраф в размере 7 месячных расчетных показателей (МРП).

Срок действия временной регистрации и нужно ли ее продлять?

Закон "О миграции населения" и Правила регистрации внутренних мигрантов не ограничивают срок временной регистрации одним годом. В пункте 13 Правил регистрации внутренних мигрантов лишь указано, что лица, у которых исполнение служебных обязанностей связано с длительным (более одного года) проживанием вне места постоянного жительства (при наличии подтверждающего документа), учитываются на весь срок, необходимый для исполнения обязанностей без снятия с прежнего места регистрации.

Таким образом, при временной регистрации на срок свыше года необходимо предоставлять подтверждающий документ.

Однако на практике сотрудники ЦОНов разъясняют о возможности временной регистрации только в пределах одного года с возможностью ее последующего продления на этот же срок. Таким образом, возможность временной регистрации на более длительный срок в настоящее время не реализована.

Ограничивается ли площадью жилища количество граждан, которых можно зарегистрировать?

На текущий момент ограничений на число временно или постоянно зарегистрированных граждан на определенную площадь не установлено за ислючением города Алматы.

В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования миграционных процессов на территории города Алматы, регистрация по месту жительства в жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, осуществляется с учетом норм предоставления жилищ в размере не менее 15 квадратных метров полезной площади на одного человека. Данные ограничения установлены только в отношении жилья, предоставленного государством и только в городе Алматы.

6. Регистрация по месту жительства в жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, осуществляется с учетом норм предоставления жилищ в размере не менее пятнадцати квадратных метров полезной площади на одного человека.

Толығырақ: http://massaget.kz/laws/rus/docs/V14R0001092/
Материалды көшіріп басқанда Massaget.kz сайтына гиперсілтеме міндетті түрде қойылуы тиіс. Авторлық құқықты сақтаңыз
6. Регистрация по месту жительства в жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, осуществляется с учетом норм предоставления жилищ в размере не менее пятнадцати квадратных метров полезной площади на одного человека.

Толығырақ: http://massaget.kz/laws/rus/docs/V14R0001092/
Материалды көшіріп басқанда Massaget.kz сайтына гиперсілтеме міндетті түрде қойылуы тиіс. Авторлық құқықты сақтаңыз

Можно ли получить временную регистрацию, не имея постоянной?

Пункт 13 Правил регистрации внутренних мигрантов предусматривает, что процедура постановки на учет по месту временного проживания производится без снятия с прежнего места регистрации. Следовательно наличие постоянной регистрации является обязательным.

Если собственник жилья отсутствует, может ли кто-то представлять его интересы?

В этом случае необходимо выдать доверенность, в которой непосредственно указаны полномочия на представление интересов при регистрации жильцов от имени собственника жилья. Пункт 9 Стандарта государственной услуги "Регистрация по месту жительства граждан Республики Казахстан" требует, чтобы такая доверенность была нотариально удостоверена.

Как полиция может доказать временное проживание по определенному адресу?

В соответствии с частью 1 статьи 765 Кодекса об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются законно полученные фактические данные, на основе которых судья или сотрудник полиции устанавливает наличие или отсутствие деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения, совершение или несовершение этого деяния конкретным лицом, виновность либо невиновность данного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти фактические данные в соответствии с частью 2 указанной статьи в рассматриваемой ситуации могут подтверждаться:

  • объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности (собственника жилища или проживающего в нем);
  • показаниями свидетелей (соседей, председателя КСК);
  • вещественными доказательствами (автомобилем на парковке);
  • иными документами (договором аренды);
  • протоколами об административном правонарушении и протоколами процессуальных действий.

В общем может быть применен весь арсенал средств доказывания, который используется при производстве по любому делу об административном правонарушении.

Поделитесь ссылкой