Значение ставки налога на добавленную стоимость в государственных закупках

Возможность участвовать в государственных закупках предоставлена потенциальным поставщикам, которые являются плательщиками и не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Преимущества в виде возможности установления более низкой цены могут обернуться для неплательщиков НДС опасностью признания их цены демпинговой.

Учитывается ли НДС при определении победителя?

В государственных закупках могут принимать участие потенциальные поставщики, которые являются плательщиками НДС, а также те которые плательщиками НДС не являются. При этом цена плательщика НДС, по всей видимости будет выше, поскольку в нее включены 12 % налога на добавленную стоимость. В связи с этим может возникнуть вопрос: должен ли заказчик при определении победителя в государственных закупках учитывать данный момент, определяя победителя по цене без учета НДС?

В случае проведения государственных закупок путем запроса ценовых предложений согласно пункту 4 статьи 31 Закона "О государственных закупках" и пункту 87 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных постановлением Правительством Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 281 победителем электронных государственных закупок способом запроса ценовых предложений признается потенциальный поставщик, предложивший наименьшее ценовое предложение независимо от того, является ли он плательщиком НДС или нет.

Аналогичный порядок применяется при сопоставлении условных цен при проведении государственных закупок путем конкурса (пункт 5 статьи 26 Закона "О государственных закупках").

Согласно Приложению 13 к Типовой конкурсной документации (включенной в Правила осуществления государственных закупок) таблица цен потенциального поставщика должна включать все расходы 
на транспортировку, страхование,  уплату таможенных  пошлин, НДС и других налогов, платежей и сборов, стоимость  комплектующих деталей и обязательных запасных частей, обслуживания в течение 
начального срока  эксплуатации на единицу измерения, другие расходы.

В соответствии с пунктом 77 Правил электронных государственных закупок, в ценовое предложение потенциального поставщика должны быть включены все расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, участник государственных закупок должен указывать итоговую цену, в которую включен  НДС, если он является плательщиком данного налога, и цену без НДС, если поставщик - не является плательщиком НДС.

Заказчик не принимает во внимание наличие данного налога в цене конкурсной заявки или ценового предложения. Для него важно, что цена является окончательной и включает все расходы, в том числе установленные налоги.

Не ущемляются ли права участников госзакупок, которые обязаны платить НДС?

Подпунктом 2) статьи 3 Закона "О государственных закупках" определен один из принципов, на которых основывается законодательство о государственных закупках, - принцип предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, установленных законом, а подпунктом 3) указанной статьи принцип добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков.

Участие потенциальных поставщиков, не являющихся плательщиками НДС, не противоречит указанным принципам.

Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от налога на добавленную стоимость является одной из мер государственной поддержки для субъектов малого бизнеса.

Указанные льготы не являются дискриминационными для плательщиков НДС, участвующих в государственных закупках.

Будет ли считаться цена конкурсной заявки потенциального поставщика демпинговой, если поставщик является не плательщиком НДС?

Согласно пункту 5  статьи 1  Закона "О государственных закупках" демпинговой ценой является цена, предложенная участником конкурса на работы, услуги, которая является заведомо низкой по сравнению с ценами, действующими на аналогичные работы, услуги, в целях заключения договора о государственных закупках.

Не будучи плательщиками НДС, некоторые участники государственных закупок имеют возможность установить более низкую цену, чем плательщики НДС. Эта цена не обязательно будет ниже ровно на 12 процентов, но в некоторых случаях участник государственных закупок рискует тем, что его цена может быть признана демпинговой.

По общему правилу, установленному пунктом 4 Правил определения демпинговой цены конкурсной заявки, утвержденных Постановлением Правительства РК от 20 мая 2005 года № 481 цена конкурсной заявки потенциального поставщика признается демпинговой в случае, если она ниже более чем на 30 процентов от среднеарифметической цены всех конкурсных заявок, представленных для участия в конкурсе, а также цены не менее чем трех неаффилиированных между собой физических и/или юридических лиц, не принимающих участие в конкурсе и представивших свою информацию о цене.

В некоторых случаях, порог определения демпинговой цены - более низкий. Так в  пункте 115 Правил осуществления государственных закупок предусмотрено, что цена конкурсной заявки потенциального поставщика на работы признается демпинговой в случае, если она ниже цены, указанной в проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном порядке, более чем на 10 процентов.

При признании цены демпинговой заказчик не принимает во внимание, является ли указавший цену потенциальный поставщик плательщиком НДС.

Таким образом, льгота  в виде освобождения от НДС, предоставленная некоторым налогоплательщикам, касается только их налогообложения и не дает им возможности для демпингового снижения цен, что также согласуется с принципами равных возможностей и добросовестной конкуренции участников государственных закупок.

Поделитесь ссылкой