Какие необходимы основания для осуществления государственных закупок способом из одного источника? Когда осуществляются государственные закупки способом из одного источника? Какие требования существуют к потенциальному поставщику для участия в госзакупках способом из одного источника? Когда госзакупки способом из одного источника признаются несостоявшимися?
Основания осуществления государственных закупок способом из одного источника
Государственные закупки способом из одного источника могут проводиться в соответствии со статьей 32 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" в случае, если:
- у заказчика, закупившего товары, работы, услуги у какого-либо поставщика, возникает необходимость произвести у того же поставщика другие закупки в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией, работами или услугами;
- государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися. Данное положение не распространяется на случай, когда государственные закупки способом конкурса были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан;
- имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках, если данные госзакупки проводятся заказчиком в течение первого месяца года для обеспечения его потребностей в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на два месяца;
- принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 5 и 7 статьи 31 указанного Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках.
- государственные закупки способом аукциона признаны несостоявшимися. Настоящее положение не распространяется на случаи, когда государственные закупки способом аукциона были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан.
Пунктом 5 – 7 статьи 31 упомянутого Закона предусмотрено, что если в течение срока представления ценовых предложений предоставлено менее двух ценовых предложений, данные государственные закупки автоматически веб-порталом признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет их повторно. В случае, если после автоматического отклонения веб-порталом ценовых предложений, останется менее двух ценовых предложений потенциальных поставщиков, данные государственные закупки признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок обязан осуществить их повторно.
В свою очередь в пункте 6 статьи 31 данного Закона указано, что ценовое предложение потенциального поставщика подлежит автоматическому отклонению веб-порталом , в случаях:
- если оно превышает сумму, выделенную для приобретения данных товаров, работ, услуг;
- если оно ранее представлено на данный лот;
- предусмотренных подпунктами 3), 3-1), 3-2) и 4) пункта 1 статьи 6 указанного Закона.
Отклонение ценовых предложений по другим основаниям не допускается.
При этом, слова «менее двух ценовых предложений» означают одно ценовое предложение или ни одного ценового предложения. Что касается проведения государственных закупок способом из одного источника, то согласно подпункту 4 статьи 32 данного Закона, если принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 5 (представления менее двух ценовых предложений) и 7 (после автоматического отклонения осталось менее двух ценовых предложений) статьи 31 Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках, то государственные закупки могут проводится способом из одного источника.
В пункте 1 статьи 33 Закона «О государственных закупках» указано, что при осуществлении государственных закупок способом из одного источника организатор государственных закупок направляет потенциальному поставщику письменное приглашение принять участие в государственных закупках.
Таким образом, организатор государственных закупок самостоятельно определяет потенциальных поставщиков для приглашения их к участию в государственных закупках способом из одного источника, проведение которого осуществляется после несостоявшихся государственных закупок способом запроса ценовых предложений.
По смыслу пункта 1 статьи 32 Закона "О государственных закупках" видно, что первоначально госзакупки в большинстве случаев способом из одного источника проводить нельзя. Чаще всего государственные закупки первоначально должны быть проведены способом запроса ценовых предложений, способом конкурса либо аукциона. Способом из одного источника закупки могут проводиться когда, государственные закупки способом конкурса либо аукциона признаны несостоявшимися, как указано в пункте 2 и 5 статьи 32 Закона "О государственных закупках". Данное положение не распространяется на случаи, когда государственные закупки способом конкурса либо аукциона были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан, а также, как указано в пункте 4 статьи 32 указанного Закона, когда принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 5 и 7 статьи 31 указанного Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках.
В пункте 141 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан №1301 от 27 декабря 2007 года указано, что заказчик принимает решение об осуществлении государственных закупок способом из одного источника только при наступлении случаев, перечисленных в статье 32 упомянутого Закона.
Порядок организации и проведения государственных закупок
Организация и проведение государственных закупок товаров, работ, услуг способом из одного источника предусматривает в соответствии пунктом 142 данных Правил выполнение следующих последовательных мероприятий:
- принятие решения заказчиком о проведении государственных закупок товаров, работ, услуг способом из одного источника с обоснованием применения данного способа государственных закупок;
- определение заказчиком организатора государственных закупок для организации и проведения государственных закупок товаров, работ, услуг способом из одного источника;
- разработка организатором государственных закупок технической спецификации приобретаемых товаров, работ, услуг с определением условий, места и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, условий и сроков оплаты;
- утверждение заказчиком технической спецификации приобретаемых товаров, работ, услуг, а также условий, места и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, условий и сроков их оплаты;
- направление организатором государственных закупок потенциальному поставщику письменного приглашения принять участие в государственных закупках с указанием сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 33 Закона "О государственных закупках";
- рассмотрение организатором государственных закупок представленных потенциальным поставщиком документов, подтверждающих его соответствие квалификационным требованиям, обоснования цены, предлагаемой им на участие в государственных закупках способом из одного источника;
- оформление организатором государственных закупок протокола об итогах государственных закупок способом из одного источника согласно приложению 11 к указанным Правилам;
- предоставление организатором государственных закупок протокола об итогах осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг способом из одного источника заказчику.
В случае осуществления государственных закупок способом из одного источника по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 5) статьи 32 Закона, разработка организатором государственных закупок и утверждение заказчиком технической спецификации не требуется, потому как заказчик применяет техническую спецификацию и условия, место и срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и условия их оплаты, предусмотренных в конкурсной и (или) аукционной документации государственных закупок способом конкурса и (или) аукциона признанных несостоявшимися.
Приглашение потенциальному поставщику для участия в закупках
Согласно пункту 88 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан №623 от 15 мая 2012 года, в случае проведение электронных государственных закупок способом из одного источника, организатор направляет потенциальному поставщику приглашение об участии в данных закупках и размещает соответствующее приглашение в виде электронного документа на веб-портале.
Согласно пункту 145 Правил осуществления государственных закупок письменное приглашение должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 1 статьей 33 Закона "О государственных закупках":
- наименование и местонахождение организатора государственных закупок;
- описание и требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг, технические спецификации с указанием национального стандарта или неправительственного стандарта, утвержденного некоммерческими организациями производителей Республики Казахстан, при его наличии. При осуществлении государственных закупок работ, требующих проектно-сметную документацию, вместо описания и требуемых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых работ в приглашении должно быть указано об утвержденной в установленном порядке проектно-сметную документации;
- количество товара, объемы выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- требуемые сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, предоставление гарантии на качество предлагаемых товаров, работ, услуг;
- условия платежа и проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий;
- условия, форму, объем и способ внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках в случаях, предусмотренных правилами осуществления государственных закупок;
- сведения о суммах, выделенных для приобретения товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок способом из одного источника;
- перечень общих и специальных квалификационных требований, предусмотренных статьей 8 упомянутого Закона, а также перечень документов, которые потенциальный поставщик должен представить в подтверждение его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям;
- место и срок представления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих его соответствие предъявляемым квалификационным требованиям, а также информации, предусмотренной в пункте 2 указанной статьи.
Требования к потенциальному поставщику
Потенциальный поставщик должен соответствовать следующим общим квалификационным требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 8 указанного Закона:
- обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
- являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности сроком;
- не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации.
Последние два требования не распространяются на потенциальных поставщиков, в отношении которых проводится процедура реабилитации, а также на потенциальных поставщиков, являющихся участниками мер государственной поддержки, для которых в обязательном порядке применяется ускоренная процедура реабилитации.
Согласно пункту 4 статьи 33 упомянутого Закона организатор государственных закупок рассматривает представленные потенциальным поставщиком документы на предмет его соответствия квалификационным требованиям, а также требованиям, установленным правилами осуществления государственных закупок либо правилами проведения электронных государственных закупок. Организатор не вправе требовать от потенциального поставщика документов, подтверждающих его соответствие квалификационных требований, в случае проведения государственных закупок способом из одного источника на основании подпункта 4) статьи 32 данного Закона.
Пунктом 7 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан №5 от 14 декабря 2012 года "О применении судами законодательства о государственных закупках" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 8 указанного Закона потенциальные поставщики, участвующие в государственных закупках, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 (без применения норм закона), статьями 30, 31 (способом запроса ценовых предложений), подпунктом 4) статьи 32 (из одного источника, в результате того, что государственные закупки способом запроса ценовых предложений не привели к заключению договора) и статьей 36 (товаров через товарные биржи) Закона, не представляют документы, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям. Действия заказчика в случае предъявления им требований к указанным потенциальным поставщикам о предоставлении каких-либо документов, удостоверяющих качество, технические характеристики товара, работ, услуг, лицензии расцениваются судом необоснованными и толкуются в пользу поставщика в случае предъявления в суде требований о признании их недобросовестным поставщиком.
Установление заказчиком каких-либо иных квалификационных требований не допускается, за исключением случая, когда государственные закупки проводятся способом конкурса с применением особого и специального порядков (статьи 41 и 42 Закона).
Вправе ли заказчик закупить услуги способом из одного источника у поставщика, не представлявшего ценовое предложение?
В случаях, когда закупки способом из одного источника проводятся в соответствии с подпунктом 4 статьи 32 Закона в результате того, что государственные закупки способом запроса ценовых предложений не привели к заключению договора (не состоялись), заказчик вправе осуществить закупку у любого поставщика, даже если этот поставщик не предоставлял ему ранее ценовое предложение, потому как Закон "О государственных закупках" не ограничивает заказчика в данном случае в выборе поставщика.
Документы и информация, представляемые потенциальным поставщиком
Потенциальный поставщик, изъявивший желание осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок способом из одного источника, должен предоставить в установленный срок организатору государственных закупок информацию, указанную в пункте 2 статьи 33 Закона "О государственных закупках", а именно:
- описание товаров, работ, услуг, предлагаемых потенциальным поставщиком, с указанием лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг;
- документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям потенциального поставщика и лиц, которых он предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг;
- письменное обоснование цены на предлагаемые товары, работы, услуги.
Согласно пункту 3 статьи 33 упомянутого Закона при осуществлении государственных закупок способом из одного источника участник конкурса, признанного несостоявшимся, приглашенный организатором государственных закупок для участия в государственных закупках способом из одного источника вправе не представлять повторно тому же организатору государственных закупок документы, подтверждающие его соответствие квалификационным требованиям.
Организатор государственных закупок в соответствии с пунктом 4 статьи 33 Закона «О государственных закупках» рассматривает представленные потенциальным поставщиком документы на предмет их соответствия квалификационным требованиям, а также требованиям, установленным правилами осуществления государственных закупок. При необходимости организатор вправе запросить дополнительную информацию или документы в целях определения возможности потенциального поставщика осуществить поставку приобретаемых товаров, работ, услуг.
Протокол об итогах государственных закупок способом из одного источника
При осуществлении государственных закупок способом из одного источника организатор государственных закупок обязан составить соответствующий протокол, в котором должна содержаться информация, предусмотренная пунктом 1 статьи 34 Закона "О государственных закупках", а именно:
- обоснование применения государственных закупок способом из одного источника;
- краткое описание товаров, работ, услуг, приобретаемых способом из одного источника;
- о соответствии потенциального поставщика квалификационным требованиям;
- наименование и местонахождение поставщика, с которым будет заключен договор о государственных закупках и цена такого договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 упомянутого Закона и пунктом 152 Правил осуществления государственных закупок заказчик обязан не позднее двух рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок способом из одного источника разместить текст протокола на интернет-ресурсе заказчика. Указанное требование не распространяется на государственные закупки способом из одного источника товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты (пункт 153 указанных Правил).
Согласно пункта 151 указанных Правил в случае, если для осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг способом из одного источника была утверждена экспертная комиссия либо эксперт, к протоколу об итогах закупок товаров, работ, услуг прикладывается экспертное заключение.
В случае проведения электронных государственных закупок способом из одного источника, организатор в течение трех рабочих дней со дня представления потенциальным поставщиком запрашиваемой информации, формирует и размещает на веб-портале протокол об итогах электронных государственных закупок способом из одного источника (пункт 90 Правил проведения электронных государственных закупок).
Когда госзакупки способом из одного источника признаются несостоявшимися?
Согласно пункту 154 упомянутых Правил госзакупки товаров, работ, услуг способом из одного источника признаются несостоявшимися в случае,
- если цена на товары, работы, услуги предложенная потенциальным поставщиком превышает сумму, выделенную для осуществления данной закупки;
- если потенциальный поставщик не соответствует квалификационным требованиям, за исключением, когда государственные закупки способом из одного источника проводятся согласно подпункту 4) статьи 32 Закона;
- если потенциальный поставщик отказался от участия.
По какой цене заказчик вправе произвести закупку способом из одного источника?
Заказчик вправе осуществить закупку у любого поставщика, но только по той цене, которая не превышает предусмотренную в годовом плане сумму на соответствующий финансовый год. Данное требование предусмотрено в пункте 7 статьи 5 Закона "О государственных закупках", где указано, что решение об осуществлении государственных закупок принимается заказчиком на основании утвержденного либо уточненного годового плана государственных закупок.
Основные ошибки, допускаемые заказчиком при проведении закупок способом из одного источника
Заказчиком не проводятся повторно закупки способом запроса ценовых предложений
Заказчики, при принятии решения о проведении закупок способом из одного источника не соблюдают требования подпункта 4) статьи 32 Закона «О государственных закупках», предусматривающего проведение закупок данным способом после принятия организатором государственных закупок мер, указанных в пунктах 5 и 7 статьи 31 указанного Закона.
Пунктами 5–7 статьи 31 упомянутого Закона предусмотрено, что если в течение срока представления ценовых предложений предоставлено менее двух ценовых предложений, данные государственные закупки автоматически веб-порталом признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет их повторно. В случае, если после автоматического отклонения веб-порталом ценовых предложений, останется менее двух ценовых предложений потенциальных поставщиков, данные государственные закупки признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок обязан осуществить их повторно.
Ошибкой, допускаемой заказчиком при проведении государственных закупок способом из одного источника является несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 31 Закона, выразившиеся в непроведении повторных государственных закупок способом запроса ценовых предложений, в случае признания их несостоявшимися.
Установление заказчиком квалификационных требований, не предусмотренных законом
Как указывалось выше, пунктом 7 упомянутого Нормативного постановления Верховного суда предусмотрены случаи (способы государственных закупок) когда заказчик не вправе требовать от потенциального поставщика предоставления документов для подтверждения его соответствия квалификационным требованиям, а также, что данные действия заказчика признаются судом необоснованными.
Установление заказчиком каких-либо иных квалификационных требований не допускается, за исключением случая, когда государственные закупки проводятся способом конкурса с применением особого и специального порядков (статьи 41 и 42 Закона).
Согласно пункту 3 статьи 33 указанного закона приглашенный одним и тем же организатором государственных закупок для участия в закупках способом из одного источника поставщик, вправе не представлять повторно документы, подтверждающие его соответствие квалификационным требованиям.
Регистрация заказчиком договора в территориальном органе казначейства без внесения поставщиком обеспечения исполнения договора
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона «О государственных закупках», пунктом 156 Правил осуществления государственных закупок, 159 Правил проведения электронных государственных закупок поставщик обязан в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках внести обеспечение исполнения договора о государственных закупках.
В пункте 62 Типового договора о государственных закупках товаров/услуг и пункте 79 Типового договора о государственных закупках работ, предусмотренных Правилами осуществления государственных закупок, указано, что договор вступает в силу после регистрации его заказчиком в территориальном органе казначейства и после внесения поставщиком обеспечения исполнения Договора.
Ошибкой, допускаемой заказчиком при проведении государственных закупок способом из одного источника, является регистрация договора в территориальном органе казначейства без внесения поставщиком обеспечения исполнения договора, вследствие чего данный договор является не вступившим в силу и недействительным. Заказчику перед регистрацией договора необходимо убедиться о выполнении ответчиком своих обязательств по внесению обеспечения исполнения договора.
- 146723 просмотра