Применение кассового аппарата и штраф за его отсутствие

В каких случаях необходимо применять кассовый аппарат и какие категории налогоплательщиков от его применения освобождаются?

В каких случаях необходимо применение кассового аппарата?

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса Республики Казахстан любые денежные расчеты, осуществляемые на территории республики, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр. Под денежными расчетами в соответствии с подпунктом 1) статьи 165 Налогового кодекса понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством:

1) наличных денег и (или);

2) расчетов с использованием платежных карточек.

На какие денежные расчеты не распространяется требование о применении кассового аппарата?

Указанные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса требования по обязательному применению  контрольно-кассовых машин не распространяется на денежные расчеты:

  • физических лиц;
  • адвокатов и медиаторов;
  • в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по установленной форме;
  • Национального Банка Республики Казахстан;
  • налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования;
  • банков второго уровня.

Обязательно ли применение онлайн-ККМ?

С 1 января 2020 года все категории налогоплательщиков, обязанные применять контрольно-кассовые машины, обязаны иметь такие машины, оснащенные функцией передачи данных (онлайн-ККМ).

Исключение составляют  налогоплательщики, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. Указанные лица при осуществлении денежных расчетов применяют контрольно-кассовые машины без функции передачи данных, модели которых включены в государственный реестр (подпункт 5) пункта 2 статьи 166 Налогового кодекса). Информация об административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, размещается на интернет-ресурсе Комитета государственных доходов.

Есть ли категории индивидуальных предпринимателей, для которых не требуется применение кассового аппарата?

В редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, Налоговый кодекс предуматривал возможность не применять кассовый аппарат для отдельных категорий предпринимателей (применяющие патент, единый земельный налог). В действующей редакции Налогового кодекса обязанность применения контрольно-кассовых машин предусмотрена для всех индивидуальных предпринимателей.

Требуется ли наличие кассового аппарата, если все расчеты производятся в безналичной форме?

По смыслу пункта 1 статьи 645 Налогового кодекса требование о наличии контрольно-кассовой машины действует только в отношении денежных расчетов, осуществляемых посредством наличных денег.  Поэтому если расчеты производятся любыми другими способами, исключающими передачу наличных, то применение кассового аппарата не требуется.

Требуется ли наличие кассового аппарата, если компания или предприниматель не осуществляют деятельность?

В соответствии с подпунктом 1) статьи 165 Налогового кодекса денежные расчеты, при которых обязательно применение ККМ,  это -  расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек. Если деятельность, связанная с приемом наличных денег или платежей с использованием карточек, не осуществляется, то отсутствие кассового аппарата или его непостановка на учет не могут быть расценены как нарушение. Составления специальных актов об отсутствии кассового аппарата при этом не требуется.

Ответственность за нарушение порядка пользования кассовым аппаратом

Нарушение установленного порядка использования контрольно-кассовых машин влечет в соответствии со статьей 212 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и должностных лиц в размере 15 месячных расчетных показателей (МРП), а повторное нарушение в течение года после привлечения к ответственности - штраф в размере 30 МРП.