Постановлениями заместителя руководителя районного Управления государственных доходов было прекращено производство по делу об административном правонарушении по статье 460-1 КоАП по факту нарушение порядка представления сведений о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства или их расходовании в соответствии со статьей 64-1 КоАП РК в отношении Общественного фонда, в связи с устранением нарушений до возбуждения административного производства, а также малозначительностью совершенного правонарушения и отсутствием ущерба государству.
Общественный фонд, не согласившись с основанием прекращения производства по административному делу обратился с жалобами в городской Департамент государственных доходов.
Постановлением Департамента государственных доходов жалоба Общественного фонда была оставлена без удовлетворения, а обжалуемые постановления – без изменения.
Общественный фонд, не согласившись с постановлением, обжаловал его в специализированный межрайонный административный суд.
В жалобе директор Общественного фонда просил отменить постановление, мотивируя тем, что постановление Департамента государственных доходов вынесено с нарушением норм Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан.
В судебном заседание адвокат Общественного фонда поддержала доводы жалобы в полном объеме и по основаниям, указанным в жалобе просила отменить постановление, а производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании представители уполномоченного органа, не поддержав жалобу и доводы Общественного фонда, просили суд отказать в удовлетворении жалобы Общественного фонда в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, доводы жалобы, административный суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктами 1), 2), 3) статьи 840 КоАП несоответствие выводов УГД, ДГД о фактических обстоятельствах дела, изложенных в постановлениях, исследованным при рассмотрении жалобы; неправильное применение закона об административной ответственности; существенное нарушение процессуальных норм КоАП являются основаниями к отмене постановлений налоговых органов.
Суд при рассмотрении жалобы в соответствии с частью 1 статьи 829-11 КоАП наряду с другими обстоятельствами был обязан выяснить: было ли совершено правонарушение, подлежит ли лицо административной ответственности, обстоятельства, предусмотренные статьей 741 и 742 КоАП, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пунктам 1), 2) части 1 статьи 741 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
Часть 2 статьи 460-1 КоАП предусматривает, что представление недостоверных или заведомо ложных сведений, указанных в части первой этой статьи, как неуведомление в сроки и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, органов государственных доходов о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, - влечет штраф на некоммерческие организации – в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности.
Порядок предоставления таких сведений предусмотрен пунктом 1 статьи 29 Кодекса "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", согласно которому: лица и (или) структурные подразделения юридического лица обязаны представлять в налоговые органы сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом.
Требования, предусмотренные указанным пунктом, не распространяются на деньги и (или) иное имущество, получаемые на основании международных договоров Республики Казахстан.
Приказами Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № №241, 242 утверждены "Правила и сроки уведомления органов государственных доходов о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства" (далее – Правила).
Получатели денег и /или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций по указанным сведениям обязаны представлять в налоговые органы сведения о получении и расходовании ими таких денег/или иного имущества.
Обязанность получателей денег по предоставлению в налоговый орган сведений установлена не только для учёта таких поступлений в целях налогообложения, но и в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и предотвращения финансирования терроризма и иной противозаконной деятельности.
Согласно пунктам 1-5 Правил, субъекты уведомляют органы государственных доходов по месту жительства/нахождения о получении денег и (или) иного имущества от источников в размере, превышающим 1 тенге, и направленные на следующие виды деятельности: оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование; изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, проводимых в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов; сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.
Уведомление представляется по форме, согласно приложению 2 к данному приказу, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем получения денег и (или) иного имущества от источников, с обязательным заполнением данных о подлежащем получении.
В случае внесения изменений в условия получения ранее денег и (или) иного имущества от источников в части изменения суммы получения, сроков исполнения обязательств Уведомление представляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем внесения изменений в условия получения.
В случае возврата полученных денег и (или) иного имущества от источников, направляется Уведомление с указанием вида "Дополнительное" в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, с указанием регистрационного номера основного уведомления и заполнением всех ранее отраженных реквизитов граф, за исключением граф, предусматривающих суммовые значения, которые отражаются со знаком "минус".
Согласно пункту 7 Правил, при внесении дополнений в уведомление представляется уведомление с указанием вида "Дополнительное" с указанием регистрационного номера основного уведомления и указанием новых данных, при этом нумерация начинается со строки, следующей за последней строкой очередного (дополнительного) уведомления.
Общественный фонд в рамках своей деятельности, получая деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, в соответствии с Правилами, обязан предоставлять в Управление государственных доходов сведения по формам 017.00 и 018.00, за исключением денег, получаемых на основании международных договоров Республики Казахстан.
Суд установил, что расхождения в указанных формах о получении сумм от данного источника, не могли и не должны оцениваться как нарушение налогового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 КоАП административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Тем самым, суд пришел к выводу о том, что со стороны Фонда не допущены противоправные действия при сдаче налоговых форм 017.00 и 018.00.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 460-1 КоАП, характеризуется прямым умыслом, как предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений, означающая, что субъект знает о недостоверности, но намеренно в целях укрытия действительных сведений, предоставляет заведомо ложные.
Не оспаривается и подтверждено материалами дела, что Общественный фонд в установленные Правилами сроки по каждому факту получения денег от иностранного источника направлял в УГД соответствующие сведения по установленным формам 017.00 и 018.00.
Согласно части 2 статьи 781 КоАП обязанность доказывания наличия оснований административной ответственности и вины правонарушения лежит на органе (должностном лице), уполномоченном осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Добросовестность намерений Общественного фонда по предоставлению в УГД достоверных сведений подтверждается принятыми сведениями по форме 017.00 за данный период.
Доводы жалобы о допущенной ошибке в форме 018.00 не были опровергнуты представителями налоговых органов в суде, не имевших против каких-либо возражений на это счёт.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 10 КоАП никто не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях Общественного фонда по мнению суда, отсутствовала субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 460-1 КоАП. В связи с чем, доводы жалобы о незаконности постановления УГД от 04 февраля 2021 года были признаны судом обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 802 КоАП основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении, согласно подпункту 1) части первой этой статьи о непосредственном обнаружении уполномоченным органом факта совершения правонарушения, являются результаты проверки, проведённой в порядке, установленном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Согласно пункту 7 статьи 140 Предпринимательского кодекса особенности порядка, сроки проведения, продления, приостановления проверок, оформления акта о назначении, результатах и завершении проверок, осуществляемых органами государственных доходов, определяются Налоговым кодексом.
Осуществление налоговым органом проверки предусмотрено в статье 69 Налогового кодекса, где в пунктах 1, 2 предусмотрено, что налоговым контролем является государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.
Налоговый контроль осуществляется в: 1) форме налоговой проверки; 2) иных формах государственного контроля.
Согласно подпунктам 2), 3) пункта 4 данной статьи, в рамках иных форм государственного контроля также осуществляется: 2) прием налоговых форм; 3) камеральный контроль.
Камеральный контроль в соответствии с требованиями статьей 8, 94, 96 Налогового кодекса, исходя из принципа добросовестности налогоплательщика, предоставляет возможность самостоятельно их исполнить в соответствии с налоговым законодательством.
Общий порядок проведения налоговой проверки, согласно пункту 6 этой статьи, определяется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Особенности порядка и сроки проведения налоговой проверки определяются Налоговым кодексом, что установлено в пункте 7 данной статьи.
Тем самым, возможность самостоятельно устранить нарушения налогового обязательства для налогоплательщика ограничивается только, если оно производится в ходе проведения внеплановой тематической проверки.
Судом было установлено, что Управление государственных доходов без соблюдения указанных требований законодательства, вне установленных законодательно правил проведения проверки по вопросам соблюдения Общественным фондом требований Правил по предоставлению сведений о получении денег от иностранных источников, в нарушение требований части 3 статьи 802 КоАП возбудило административные производства при фактическом отсутствии оснований на это.
Постановление подлежит отмене, когда односторонность или неполнота производства по делу явились результатом ошибочного не исследования доказательств, подлежащих обязательному исследованию. Постановление подлежит отмене во всяком случае, если при наличии оснований, предусмотренных статьями 741 КоАП, производство по делу не было прекращено.
В соответствии со статьей 7 КоАП значение принципов законодательства об административных правонарушениях состоит в том, что их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечёт признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств.
В этой связи, в соответствии с подпунктом 2) части 1 статьи 741 КоАП, суд посчитал, что постановления Департамента государственных доходов по об отмене постановлений Управления государственных доходов подлежит отмене, с прекращением производства по делу в отношении Общественного фонда.
Постановление суда вступило в силу.
- 605 просмотров