Электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) в государственных закупках, как и в иных сферах является средством подтверждения достоверности электронного документа. Зачастую ЭЦП называют реквизитом электронного документа, позволяющим установить отсутствие искажения информации в электронном документе и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП.
Что такое электронно-цифровая подпись?
Согласно подпункту 12) пункта 1 Правил проведения электронных государственных закупок электронная цифровая подпись - это набор электронных цифровых символов, который подтверждает принадлежность подписи владельцу и достоверность электронного документа.
Аналогичное определение ЭЦП предусмотрено подпунктом 13) статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
Что такое электронный документ?
Электронным документом является тот документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством ЭЦП (подпункт 37) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", подпункт 8) пункта 1 Правил проведения электронных государственных закупок, подпункт 10) статьи 1 Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи").
При проведении электронных государственных закупок электронными документами являются документы, размещенные на веб-портале государственных закупок, а именно: объявление о проведении электронных государственных закупок, протоколы о допуске, итогах, проект договора о государственных закупках и т.д..
Использование электронно-цифровой подписи в государственных закупках
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись, как и собственноручная подпись подписывающего лица, имеет равнозначную силу и влечет одинаковые юридические последствия, если:
- удостоверена подлинность ЭЦП при помощи открытого ключа, имеющего регистрационное свидетельство;
- лицо, подписавшее электронный документ, правомерно владеет закрытым ключом ЭЦП;
- ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в регистрационном свидетельстве.
ЭЦП при осуществлении государственных закупок используется должностными лицами государственных органов при удостоверении электронных документов, издаваемых ими в пределах своих полномочий и размещаемых на веб-портале государственных закупок (пункт 1 статьи 12 Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи").
Кто является участником веб-портала госзакупок?
В соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Правил проведения электронных государственных закупок участниками веб-портала государственных закупок могут быть только заказчик, организатор госзакупок и потенциальный поставщик, зарегистрировавшийся на веб-портале.
Кто является уполномоченным представителем на веб-портале государственных закупок?
Подпунктом 11) пункта 1 Правил проведения электронных государственных закупок предусмотрено , что уполномоченным представителем на веб-портале может быть пользователь участника веб-портала, которому решением первого руководителя делегированы права на выполнение всех действий на веб-портале, в том числе и заверение электронных копий бумажных документов.
Подписывающее лицо вправе передавать полномочия на использование ЭЦП своему представителю в соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 3 статьи 10 Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи")
Уполномоченным представителем на веб-портале может быть лицо, кому только первым руководителем делегированы полномочия для для выполнение всех действий на веб-портале, в том числе и заверение электронных копий бумажных документов посредством ЭЦП, принадлежащей первому руководителю. Следовательно, подписывать электронный документ на веб-портале государственных закупок вправе только первый руководитель или лицо, имеющее соответствующие полномочия. Делегирование полномочий в обратном порядке законом не предусмотрено.
Возможно ли подписание документа лицом, не имеющим ЭЦП?
Лицом, подписывающим электронный документ, может быть физическое или юридическое лицо, которое правомерно владеет закрытым ключом ЭЦП и обладает соответствующими правами на ее использование. (подпункт 6) статьи 1 Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи")
Статьей 22 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" предусмотрено, что согласно требованиям делопроизводства, документирование электронных информационных ресурсов и сведений об информационных системах осуществляют только их собственники и (или) владельцы.
Для получения доступа к электронным информационным ресурсам необходимо направить запрос собственнику или владельцу информационной системы одним из следующих способов:
- путем передачи запроса с использованием электронной почты или в форме электронного документа, заверенного ЭЦП;
- путем непосредственного обращения пользователя к общедоступным электронным информационным ресурсам.
Запрос, направленный в форме электронного документа, заверенного ЭЦП, приравнивается к запросу, направленному на бумажном носителе и подписанному собственноручно лицом, направившего запрос (статья 35 Закона "Об информатизации")
ЭЦП предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом. Использование ЭЦП позволяет осуществить контроль целостности передаваемого документа. В государственных закупках предусмотрено, что все документы, предусмотренные для размещения на веб-портале утверждаются и подписываются председателем комиссии (первым руководителем). Таким образом, подписывать документ при проведении государственных закупок вправе только первый руководитель с помощью своей ЭЦП или лицо, кому делегированы им права на выполнение всех действий на веб-портале, в том числе и заверение электронных копий бумажных документов. Первый руководитель не вправе подписывать документы не принадлежащей ему ЭЦП.
- 19673 просмотра