В процедуре государственных закупок помимо процесса заключения договоров, предусмотрен и процесс их расторжения. Многие знают, что в основном договор о государственных закупках расторгается в случае неисполнения поставщиком своих обязательств. Но существует и ряд других причин, по которым договор о государственных закупках может быть расторгнут.
Расторжение договора в случае нарушения порядка государственных закупок
Договор о государственных закупках в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:
- нарушения ограничений, связанных с участием в госзакупках , предусмотренных статьей 6 указанного Закона (аффилиированность, включение в реестр недобросовестных поставщиков, реестр должников и т. п.);
- оказания организатором государственных закупок содействия потенциальному поставщику.
Потенциальному поставщику известно изначально, что заключенный с ним договор может быть расторгнут на любом этапе по соответствующим причинам, поскольку подпункт 3 пункта 2 статьи 21 упомянутого Закона предусматривает, что у потенциального поставщика при подаче им заявки на участие в конкурсе должно содержаться подтверждение о согласии на расторжение в порядке, установленном законами Республики Казахстан, договора о государственных закупках в случае выявления фактов, указанных в пункте 9 статьи 37 данного Закона.
Расторжение договора, связанное с финансовым положением поставщика
Расторжение договора о госзакупках, связанное с финансовым положением поставщика, предусмотрено в пункте 48 Типового договора о государственных закупках товаров/услуг предусмотренного в Приложении 4 к Правилам осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301, где указано, что Заказчик может в любое время расторгнуть договор о госзакупках, направив Поставщику соответствующее письменное уведомление, если Поставщик становится банкротом или неплатежеспособным.
В данном случае расторжение договора необходимо осуществить немедленно, чтобы Заказчик не понес никакой финансовой обязанности по отношению к Поставщику при условии, если расторжение Договора не наносит ущерба или не затрагивает каких-либо прав на совершение действий или применение санкций, которые были или будут впоследствии предъявлены Заказчику.
Расторжение договора при нецелесообразности его дальнейшего выполнения
Заказчик может в любое время расторгнуть договор о государственных закупках в силу нецелесообразности его дальнейшего выполнения. Согласно пункта 49 Приложения 4 к Правилам осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 Заказчик должен направить Поставщику письменное уведомление.
В уведомлении должны быть указаны:
- причина расторжения договора;
- объем аннулированных договорных обязательств;
- дата вступления в силу расторжения договора.
Когда договор аннулируется в силу вышеуказанных обстоятельств, поставщик согласно пункту 50 Приложения 4 к вышеуказанным Правилам имеет право требовать оплату только за фактические затраты, связанные с расторжением договора на день расторжения.
Таким образом, заказчик имеет право при соблюдении условия о надлежащем письменном уведомлении расторгнуть договор о государственных закупках на любом этапе по соответствующим причинам и предложить поставщику получить оплату только за за фактические затраты, связанные с расторжением по договору, на день расторжения. К таким затратам могут быть отнесены, например, расходы по доставке товара к заказчику и обратно. Упущенная выгода в результате невозможности реализовать товар не включается в состав фактических расходов. В данном случае поставщику остается самостоятельно распорядиться товаром и получить от его реализации доход.
Процедура расторжения договора о государственных закупках
Расторжение гражданско-правового договора (которым является договор о государственных закупках) согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) возможно по соглашеню сторон путем заключения сторонами соглашения о расторжениив по той же форме, что и договор. В случае если по каким-либо причинам не предоставляется возможным расторгнуть договор указанным способом, то согласно пункту 2 указанной статьи расторжение договора возможно по требованию одной из сторон по решению суда, т.е в судебном порядке.
Таким образом расторжение договора возможно только одним из двух способов:
- по соглашению сторон либо
- по решению суда.
Других способов законодательством не предусмотрено. Расторжение договора в одностороннем внесудебном порядке не допускается.
Соглашение о расторжении договора
Соглашение о расторжении договора должно быть подписано обеими сторонами. Если стороной соглашения является государственное учреждение, то на нем должна быть отметка (печать) о регистрации в территориальном подразделении казначейства. Поскольку соглашение о расторжение договора представляет собой гражданско-правую сделку, то согласно пункту 149 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства от 26 февраля 2009 года №220 данное соглашение вступает в силу после его обязательной регистрации в территориальном подразделении казначейства, о чем также указывается в соглашении о расторжении договора.
В соответствии с пунктом 162 указанных Правил дополнительные соглашения к договорам, зарегистрированным в территориальном подразделении казначейства, заключаются в случаях расторжения договора в случаях и порядке, предусмотренных условиями заключенного договора и законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, государсрвтенное учреждение в обязательном порядке должно регистрировать в территориальных подразделениях казначейства как заключенный сторонами договор, так и дополнительное соглашение о его расторжении.
Как расторгнуть договор о государственных закупках, если одна из сторон отказыается от подписания соглашения о расторжении?
Зачастую на практике расторжение договора происходит в виду неисполнения одной из сторон своих обязательств по нему. В случае если, расторжение не возможно по соглашению сторон, то согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда. Неисполнение стороной своих обязательств является существенным нарушением, поскольку влечет для другой стороны ущерб, который в значительной степени лишает ее того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При обращении с иском в суд о расторжении договора важно соблюдение процедуры предусмотренной пунктом 2 статьи 402 Гражданского кодекса, поскольку требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.
Таким образом, в соответсивии с указанными нормами закона важно до обращения в суд с иском о расторжение договора соблюдать указанную досудебную процедуру.
В случае расторжения договора в судебном порядке для регистрации в орган казначейства представляется решение суда.
Можно ли расторгнуть договор одновременно с иском о внесении поставщика в реестр недобросовестных участников? Или нужно подавать отдельные иски?
Заказчик в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4) пункта 4 статьи 11 Закона "О государстевнных закупках", обязан не позднее 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. В случае предоставления поставщиком недостоверной информации заказчик должен выполнить данную обязанность в течение 5 дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения.
В случае отказа поставщика от подписания соглашения о растржении договора, если заказчик не желает исполнения договора потенциальным поставщиком, то заказчик вправе обратиться в суд с иском, содержащим два требования одновременно: о признании данного поставщика недобросовестным участником госзакупок и о расторжении договора, что в дальнейшем позволит заказчику по решению суда осуществить регистрацию расторжения договора о госзакупках в казначействе.
Таким образом законодательство не обязывает заказчика обратиться в суд по указанным требованиям с отдельными исками и не ограничивает в объединении данных требований в один иск. Следовательно заказчик вправе обратиться в суд с иском с требованиями о призании недобросовестным участником госзакупок и о расторжении договора как одновременно, так и по отдельности.
- 139100 просмотров