Военнослужащему отказано в приватизации жилья из за превышения площади

Описание ситуации

Мой брат, подполковник в отставке. Вышел на пенсию с рядов Вооруженных Сил РК в сентябре 2012 года с выслугой 20 лет в календарном исчислении. Имеет служебную 3- комнатную квартиру в г. Усть-Каменогорске с 2005 года, которая числится на балансе Усть-Каменогорской районной эксплуатационной части (далее-РЭЧ) Министерства Обороны РК и подлежит приватизации. В этой квартире прописаны брат с супругой и бывшая жена с несовершеннолетним сыном, с которой он был разведен в 2010 году. В 2012 году, к моменту возникновения права на приватизацию занимаемого жилья, Усть-Каменогорская РЭЧ отказала ему в приватизации квартиры, ссылаясь на пункт 1 статьи 75 Закона РК «О жилищных отношениях», что площадь квартиры превышает положенного размера.

Вопросы

Вопрос: 1. В соответствии статьи 12 Закона РК « О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» – «военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие выслугу 20 и более лет в календарном исчислении, имеют право получить в собственность занимаемое жилое помещение безвозмездно». В этой связи имеет ли право на приватизацию данной трехкомнатной квартиры брат со своей супругой? И правомерен ли отказ Усть-Каменогорской РЭЧ в приватизации жилья? 2. Признаюсь ли членом семьи брата при приватизации квартиры, я родная сестра, не имеющая жилища на праве собственности в РК, если пропишусь в этой квартире? 3. И имеет ли право на приватизацию данной квартиры жена с несовершеннолетним сыном, которая в данный момент официально разведена и не является военнослужащей? 4. Имеет ли брат право приватизации квартиры компенсировать стоимостью жилья? Токенова Майшарап 21.11.2013 года

Ответ

1. Условия приватизации жилища.

В настоящее время взаимоотношения военнослужащих с государственными органами в связи с приватизацией жилища не являются объектом регулирования Закона "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей", поскольку, последний утратил юридическую силу. Указанные отношения находятся в сфере правовой регламентации других нормативных актов. Так в  соответствии с пунктом 4 статьи 101 Закона "О жилищных отношения" военнослужащие, которым жилище, приравненное к служебному, было предоставлено на период прохождения службы в данном населенном пункте, вправе приватизировать его (за исключением жилых помещений, расположенных в военных городках, пограничных заставах и иных закрытых объектах) после десятилетнего стажа воинской службы, а при увольнении по выслуге лет, болезни или по сокращению штатов – независимо от срока службы.

Военнослужащие, имеющие выслугу двадцать и более лет в календарном исчислении, имеют право приватизировать жилое помещение безвозмездно.
Кроме того, право на безвозмездную приватизацию жилища по выслуге лет для военнослужащих закреплено также пунктом 7 статьи 55 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих".
При этом главным условием для приватизации жилища, является состав и количество членов семьи военнослужащего.

2. Члены семьи и их права на приватизацию жилища.

Жилищное законодательство раскрывает следующее содержание понятия "члены семьи" - членами семьи собственника жилища признаются постоянно совместно проживающие супруги и их дети. Родители супругов, а также дети, имеющие свои семьи и постоянно проживающие с собственником, могут быть признаны членами семьи собственника только по взаимному согласию.

Таким образом, супруга (утрачивает таковой статус, поскольку с прекращением брака (супружества) прекращаются имущественные и личные неимущественные права и обязанности супругов) не обладает правами на приватизируемое имущество. Дети военнослужащего, при условии постноянного проживания в указанном жилище обладают равными правами на его приватизацию. Сестра военнослужащего не являются членом семьи и соответственно не участвуют в приватизации жилища. Сам брат, праве приватизировать жилище, но только в пределах норм установленных жилищных законодательством.

3. Правомерность отказа уполномоченного органа в приватизации жилища.

Если отказ в приватизации жилища соответствующих органов мотивирован тем, что площадь занимаемой квартиры не соответствует нормам предоставления жилища, при этом указывая в качестве обоснования своего отказа пункт 1 статьи 75 Закона РК «О жилищных отношениях», такой отказ вполне правомерен, поскольку, согласно указанной норме, размер предоставления жилища не должен превышать более 18 квадратных метров.

4. Выплата компенсации за приватизируемое жилище.

При невозможности приватизации жилища, в том числе и по причине отказа уполномоченного органа ввиду несоответствия занимаемой площади установленным нормам, военнослужащий имеет право на компенсацию стоимости соответствующего жилища.

В соответствии с пунктом 7 Правил компенсации права безвозмездной приватизации служебного жилища, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах и в комендатурах, предельный размер денежной компенсации определяется путем умножения количества совместно проживающих членов семьи военнослужащего на нормы предоставления жилища (18 квадратных метров) и среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра нового жилища в Республике Казахстан, согласно статистическим данным органа государственной статистики.

В дополнение к ответу рекомендуем ознакомиться с материалами нашего сайта по следующим ссылкам:

Автор ответа
Александр Руженский