Что можно сделать, если нормативный акт нарушает права гражданина?

Действующие нормативно-правовые акты обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. Но что можно сделать гражданину или организации, если по их мнению, существующий акт (например, приказ министра) ущемляет их права, противоречит Конституции?

Обращение с предложением о совершенствовании нормативного акта в орган, издавший нормативно правовой акт

Согласно подпункту 11 статьи 1 Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" предложением является рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Таким образом, в целях защиты своих прав гражданин может обратиться с предложением об отмене или изменении нормативного правового акта в орган, принявший этот акт.

Каким требованиям должно соответствовать письменное предложение?

В соответствии со статьей 6 Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов. В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес, юридического лица - его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью. Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно к субъекту, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.

В какие сроки происходит рассмотрение письменного предложения?

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение 15 календарных дней. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение 30 календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение 3 календарных дней с момента продления срока рассмотрения.

Ответ на письменное предложение

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

Обжалование законности нормативного правового акта в судебном порядке

В соответствии с пунктом 1 статьи 298 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан гражданин или юридическое лицо, на которых распространяется действие нормативного правового акта, считающие, что принятым и опубликованным в предусмотренном законом порядке нормативным правовым актом государственного органа или должностного лица нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, гарантированные Конституцией Республики Казахстан, законами и указами Президента Республики Казахстан, вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в отдельной части.

Подача заявления в суд

Согласно пункту 2, 3 статьи 298 Гражданского процессуального кодекса заявление гражданина или юридического лица должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 148 Гражданского процессуального кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании государственного органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт, дате его принятия, указание, какие конкретно права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица нарушаются этим актом или его отдельными положениями, каким статьям Конституции Республики Казахстан, положениям законов, указов Президента Республики Казахстан противоречит оспариваемый акт. К заявлению приобщается копия оспариваемого акта или его части с указанием, каким органом массовой информации и когда опубликован нормативный правовой акт.

Подача заявления в суд не приостанавливает действия нормативного правового акта.

Порядок рассмотрения заявления

В соответствии со статьей 300 Гражданского процессуального кодекса гражданин дело рассматривается в месячный срок с момента подачи заявления с обязательным участием гражданина или представителя юридического лица, прокурора, представителя государственного органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт. Однако в зависимости от обстоятельств дела суд может заслушать дело и в отсутствии кого-либо из не явившихся в судебное заседание заинтересованных лиц.

В судебном заседании суд проверяет компетенцию государственного органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт, соответствие всего нормативного правового акта или его отдельной части Конституции Республики Казахстан, законам и указам Президента Республики Казахстан.

При рассмотрении заявления о признании нормативного правового акта, противоречащего закону, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного акта, возлагается на государственный орган или должностное лицо, принявшее акт.

Вынесение решения суда о признании правового акта несоответствующего закону

Согласно пункту 2 статьи 301 Гражданского процессуального кодекса решение суда, которым нормативный правовой акт полностью или в отдельной его части признан несоответствующим закону и недействующим, обязательно для государственного органа или должностного лица, принявшего этот нормативный правовой акт. Решение обязательно для неопределенного круга лиц, на права и свободы, законные интересы которых распространялось действие оспоренного подзаконного нормативного правового акта.

Вынесение решения суда о признании правового акта соответствующего закону

В соответствии с пунктом 3 статьи 301 Гражданского процессуального кодекса решение суда о соответствии или несоответствии нормативного правового акта законам имеет преюдициальную силу. Законность подзаконного нормативного правового акта может быть оспорена вновь другими гражданами или юридическими лицами только в той его части, которая ранее не проверялась в судебном порядке.

Поделитесь ссылкой