Нередки случаи, когда содержание решения государственного органа не удовлетворяет обратившееся лицо. В связи с этим у заявителя возникает вопрос: возможно ли в судебном порядке обязать государственный орган вынести решение, удовлетворяющее его интересы, в случае признания судом действий государственного органа незаконными?
Имеет ли право суд указывать в судебном акте содержание решения государственного органа?
В соответствии с пунктом 1 статьи 292 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. В результате рассмотрения такого заявления суд обязан вынести решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 28 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан "О некоторых вопросах применения судами норм главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан" если суд признает обжалованное решение государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего незаконным, то в решении суда должно быть указано:
- каким нормативным правовым актам это решение, действие (бездействие) не соответствует;
- какие права и свободы, законные интересы заявителя нарушены;
- какие созданы препятствия для реализации прав, свобод или законных интересов заявителя;
- какая обязанность незаконно наложена на заявителя.
Также суд обязан указать в решении орган власти, орган местного самоуправления, который обязан устранить допущенные нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя, а также срок, в течение которого допущенные нарушения должны быть устранены. Срок устранения допущенных нарушений надлежит исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
В зависимости от заявленных требований суд при составлении решения может ограничиться признанием оспоренного акта незаконным. В этом случае вынесение судебного решения о признании акта незаконным означает его незаконность с момента принятия.
То есть, например, в том случае если в рассматриваемом заявлении отсутствуют требования о вынесении судебного акта обязывающего государственный орган вынести определенное решение, то суд вправе ограничится вынесением решения о признании акта государственного органа незаконным.
При отказе государственного органа совершать какое-либо действие
Если суд признанает незаконным отказ в совершении какого-либо действия (например, отказ в регистрации транспортного средства), суд возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия (например, зарегистрировать транспортное средство).
Таким образом, суд при вынесении решения о признании незаконным отказа государственного органа в совершении какого-либо действия должен указать в судебном акте содержание будущего решения государственного органа, вынесенного в отношении заявителя, обратившегося в суд.
При бездействии государственного органа, выразившемся в нерассмотрении обращения заявителя
Признав незаконным бездействие органа или должностного лица, выразившееся в нерассмотрении обращения заявителя, суд обязывает орган или должностное лицо рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не указывая при этом содержание того решения, которое орган должен принять.
Таким образом, в отсутствии решения принятого государственным органом по обращению заявителя, суд не вправе указывать в судебном акте содержание решения которое примет государственный орган.
- 10729 просмотров