Порядок приобретения через государственные закупки объектов интеллектуальной собственности зависит от того, кто является правообладателем и какой объем прав ему принадлежит. На что нужно обратить внимание заказчику при проведении закупок данных товаров?
Возможны ли государственные закупки объектов интеллектуальной собственности?
В подпункте 28) статьи 2 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" предусмотрено понятие товаров, которыми являются предметы (вещи), в том числе полуфабрикаты или сырье в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая и тепловая энергия, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, а также вещные права, с которыми можно совершать сделки купли-продажи в соответствии с законами Республики Казахстан. Таким образом, указанным Законом предусмотрена возможность государственных закупок объектов интеллектуальной собственности.
Какие объекты интеллектуальной собственности могут быть приобретены при помощи государственных закупок?
Круг объектов интеллектуальной собственности определен пунктом 1 статьи 961 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), согласно к которой к объектам права интеллектуальной собственности относятся:
- результаты интеллектуальной творческой деятельности;
- средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.
Результатами творческой интеллектуальной деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 961 Гражданского кодекса являются:
- объекты авторского права, перечень которых предусмотрен в статье 7 Закона Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах ", а именно:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения;
- сценарные произведения;
- произведения хореографии и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения прикладного искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- программы для ЭВМ;
- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда.
- изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).
К средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг согласно пункту 3 указанной статьи относятся:
- фирменные наименования;
- товарные знаки (знаки обслуживания);
- наименования мест происхождения (указания происхождения) товаров;
- другие средства индивидуализации.
Приобретение объектов интеллектуальной собственности у лица, обладающего исключительными правами
В подпункте 7 статьи 2 Закона "Об авторском праве и смежных правах" указано, что исключительное право - это имущественное право автора или иного правообладателя на использование произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания любым способом по своему усмотрению в течение срока, установленного данным Законом. В случае, если правообладателю принадлежат исключительные права, законодательство устанавливает особый порядок приобретения объектов интеллектуальной собственности на государственных закупках.
Подпунктом 3) пункта 3 статьи 39 Закона "О государственных закупках" предусмотрено, что государственные закупки в случае приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг, производятся способом из одного источника путем прямого заключения договора. Из смысла данной нормы следует, что осуществлять закупки из одного источника в соответствии с указанной статьей возможно, в случае если закупить данный товар невозможно кроме как только у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых данных товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности. В данном случае таким лицом является сам автор либо лицо, которому автором данные права переданы (уступлены).
Имущественные права автора, могут быть уступлены полностью или частично, а также могут быть переданы для использования по авторскому договору о передаче исключительных прав. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона "Об авторском праве и смежных правах" авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Исключительные права согласно статье 40-1 данного Закона могут быть уступлены полностью или частично, и переданы для использования также по лицензионному договору о передаче исключительных или неисключительных прав.
Приобретение объектов интеллектуальной собственности в случае, если права на распространение были переданы другим лицам
В случае если исключительные права были переданы (уступлены) лицу, которому вместе с авторским (лицензионным) договором переданы соответствующие документы об уступке прав и лицензии на товар, услуги, то в таком случае необходимо государственные закупки осуществлять в соответствии с общими нормами Закона "О государственных закупках", поскольку возникает конкурентная среда, так как данный товар могут поставить многие лица. Иными словами, если обект интеллектуальной собственности можно на законных основаниях приобрести у нескольких потенциальных поставщиков, то проведение закупок из одного источника будет незаконным.
Таким образом, при осуществлении закупок объектов интеллектуальной собственности, заказчику необходимо выяснять, кто является правообладателем и какие виды прав правообладатель оставил за собой или передал третьим лицам. В зависимости от этого заказчик должен решить: проводить закупки с применением общеустановленного порядка либо из одного источника.
Определение продавца объектов интеллектуальной собственности при наличии на рынке нескольких продуктов со сходными или аналогичными функциями
Закон "О государственных закупках" не содержит прямого ответа на вопрос, каким образом заказчик должен производить свой выбор среди поставщиков, предлагающих объекты интеллектуальной собственности с аналогичным или сходным функционалом. К примеру, чем должен руководствоваться заказчик, выбирая среди правообладателей программного обеспечения, решающего одни и те же задачи?
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 указанного Закона при осуществлении государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках заказчик определяет поставщика и заключает с ним договор о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок. То есть выбор поставщика полностью отнесен к усмотрению заказчика, однако с соблюдением определенных условий.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале государственных закупок отчет о закупках из одного источника по установленной форме. Этот отчет должен содержать обоснования выбора поставщика, цены заключенного договора о государственных закупках, а также иные условия договора о государственных закупках.
Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются с соблюдением принципа осуществления государственных закупок, предусмотренного подпунктом 1) статьи 4 Закона "О государственных закупок, а именно принципа оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок.
Таким образом, заказчик не может произвольно выбирать для заключения договора любого обладателя исключительных прав на определенный объект интеллектуальной собственности по любой цене. В случае наличия на рынке нескольких объектов интеллектуальной собственности, обладающих аналогичными или сходными характеристиками, заказчик должен выбирать для закупки тот товар, который имеет более низкую цену.
В случае нарушения указанного принципа закупка может быть отменена органом финансового контроля.
- 27743 просмотра