Некоторые заказчики сталкиваются с затруднениями при выборе способа закупок однородных товаров и применения норм Закона "О государственных закупках", регулирующих порядок закупки однородных товаров. Для чего разделяют товары по однородности? Каким образом закупаются однородные товары в государственных закупках?
Какие товары считаются однородными?
Подпунктом 5) статьи 2 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" предусмотрено понятие однородных товаров, работ, услуг. Однородные товары, работы, услуги - это товары, работы, услуги которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми.
При проведении государственных закупок необходимо четко руководствоваться критериями однородности.
Если взять для примера канцелярские товары, то можно заметить, что такие товары очень разнообразны, начиная от самых простых - блокнота и ручки, и заканчивая различными степлерами, дыроколами, бейджами, стикерами, файлами и другими канцелярскими принадлежностями. В связи с этим все товары, относящиеся к канцелярским товарам, нельзя назвать однородными, поскольку каждые из них выполняют разные функции и не всегда могут быть взаимозаменяемыми, а также состоят из разных компонентов, имеют разные характеристики.
Однородными товарами к примеру являются ручки, допустим гелевые и шариковые. При этом их стоимость за единицу разная, и они не идентичны, но они выполняют одни и те же функции, состоят из схожих компонентов, имеют сходные характеристики и могут быть взаимозаменяемыми.
Ручка и карандаш уже не являются однородными товарами, поскольку выполняют разные функции и не могут быть взаимозаменяемыми, а также состоят из разных компонентов и имеют разные характеристики. Таким образом ручки и карандаши, являясь видами канцелярских товаров, образуют в общем канцтовары, поэтому в целом канцелярские товары не являются однородными товарами.
Разделение однородных товаров, работ, услуг на лоты
Пункт 3 статьи 5 Закона "О государственных закупках" обязывает заказчика при составлении годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания)
Разделения на лоты не требуется в случаях:
- приобретения работ, услуг, предусматривающих комплекс взаимосвязанных работ, услуг (например, техническое обслуживание автотранспорта представляет собой комплекс взаимосвязанных операций, требующих в том числе замену соответствующих деталей);
- приобретения товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом (см., например Перечень товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности).
Указание нескольких мест поставок товаров, оказания услуг
В случае наличия не менее 5 мест поставок товаров, оказания услуг допускается указание в лоте нескольких мест поставок товаров, оказания услуг (пункт 3 статьи 5 Закона "О государственных закупках").
Единый организатор государственных закупок осуществляет централизованные государственные закупки по Перечню товаров, работ, услуг, определяемому уполномоченным органом, путем объединения однородных товаров, работ, услуг в один лот независимо от места их поставки (выполнения, оказания) (подпункт 2) пункта 3 статьи 8 Закона "О государственных закупках").
Закупки однородных товаров из одного источника путем прямого заключения договора
В подпункте 42) пункта 3 статьи 39 Закона "О государственных закупках" указано, что государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях:
- приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает 100-кратного размера месячного расчетного показателя (МРП);
- работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает 500-кратного размера МРП, а для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов не превышает 3000-кратного размера МРП.
В данном случае заказчик при закупке однородных товаров, работ, услуг из одного источника должен обеспечить, чтобы годовой объем закупок не превышал указанные ограничения. Заказчик должен определить, являются ли однородными закупаемые товары, то есть имеют ли они согласно подпункту 5) статьи 2 Закона сходные характеристики, состоят ли из схожих компонентов, выполняют ли одни и те же функции и являются ли взаимозаменяемыми. В случае если товары, работы. услуги не подходят под указанные критерии, то они не являются однородными и в соответствии с указанной нормой закупаться без норм закона не могут.
При осуществлении государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках заказчик определяет поставщика и заключает с ним договор о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок (пункт 1 статьи 41 Закона "О государственных закупках").
В случае, если годовой объем закупок однородных товаров превышает указанные ограничения, осуществление закупок из одного источника невозможно.
Закупки однородных товаров способом запроса ценовых предложений
Однородные товары, работы, услуги закупаются также способом запроса ценовых предложений, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают 4000-кратного размера МРП, установленного на соответствующий финансовый год, при этом решающим условием является цена (пункт 1 статьи 37 Закона "О государственных закупках").
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи не допускается в целях применения способа запроса ценовых предложений дробление годового объема государственных закупок однородных товаров, работ, услуг в течение финансового года на части, размер одной из которых менее 4000-кратного размера МРП.
Определить однородность товаров при осуществлении закупок способом ценовых предложений заказчик должен согласно критериям предусмотренным подпунктом 5) статьи 2 указанного Закона.
- 55178 просмотров