Для устранения барьеров на пути открытия нового бизнеса в Казахстане, был принят законопроект, который позволил перейти от разрешительного порядка регистрации субъектов предпринимательства к уведомительному. Уведомительный порядок исключает требование обязательного представления в органы юстиции устава будущего предприятия, что позволяет сократить срок регистрации и фактически дает возможность открыть новое предприятие в течение одного дня. Означает ли это, что при создании товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) теперь вообще не требуется утверждение и подписание устава?
Требуется ли подписание устава при создании ТОО?
Отказ от требования обязательного предоставления Устава в органы юстиции, не означает, что учредителям теперь не нужно его составлять и утверждать.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан "О хозяйственных товариществах" установлено, что учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом, является устав. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Республики "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" устав ТОО является документом, определяющим правовой статус товарищества как юридического лица.
Таким образом, не смотря на то, что устав не должен быт представлен в орган юстиции при регистрации, его утверждение и подписание является необходимым этапом создания ТОО.
В каких случаях ТОО может оказаться созданным без устава?
Наиболее частыми причинами создания ТОО без устава являются:
- неверное понимание уведомительного порядка (если не требуют при регистрации, то и составлять не за чем);
- желание сэкономить;
- следование неверному совету.
Последствия неподписания устава при создании ТОО
Является ли отсутствие устава основанием для оспаривания произведенной регистрации ТОО?
Отсутствие устава юридического лица не влечет за собой признание недействительной регистрации юридического лица, поскольку порядок регистрации при этом не нарушен.
Является ли отсутствие устава основанием для принудительной ликвидации ТОО?
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 49 Гражданского Кодекса, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Отсутствие составленного и подписанного на момент регистрации устава, может считаться одним из таких нарушений. Однако обратиться с таким требованием в суд может не любое лицо, а только налоговый орган или прокуратура.
Проблемы при открытии счета в банке
Чаще всего о необходимости составления устава учредители узнают при отказе в открытии счета в банке. Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года № 266 были утверждены Правила открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан. Согласно пункту 11 данных Правил, для открытия банковского счета клиенту необходимо представить устав (для обособленных подразделений - Положение) или нотариально удостоверенные копии указанных документов либо документ, подтверждающий факт осуществления деятельности клиента на основании типового устава. Непредставление устава, является основанием для правомерного отказа, в открытии банковского счета для юридического лица.
Требование Устава государственными органами
Устав требуется юридическому лицу и при работе с государственными органами. Во многих стандартах оказания государственных услуг устав включен в перечень необходимых к представлению документов. Так например, для участия в государственных закупках, при работе с таможенными и другими государственными органами, Непредставление устава также влечет отказ в получении государственной услуги.
Проблемы во взаимоотношениях участников
Большинство учредителей относятся к составлению учредительных документов как к формальности, используя типовые уставы, не внося дополнительные положения, применительно к особенностям бизнеса и конкретной ситуации. Между тем, юридически грамотно составленные учредительные документы могут стать залогом коммерческой безопасности. Когда бизнес начинает приносить доход между участниками часто происходят конфликты. Законодательство предоставляет участникам право определить компетенцию исполнительных органов ТОО, порядок принятия решений в уставе, решение вопросов о распоряжении имуществом, что помогает избежать в дальнейшем проблем возникающих при спорах между участниками. При отсутствии в Уставе прописанного порядка принятия решений, например, по вопросам избрания директора, одобрения сделки, распоряжения имуществом, в случае когда ни у одного из учредителей нет большинства голосов ситуация заходит в тупик, влечет за собой судебное разбирательство, в то время как при разработке устава эти моменты предусматриваются, учитываются особенности отношений между участниками и особенности работы Товарищества. Согласно Закону "О хозяйственных товариществах" все заинтересованные лица вправе ознакомиться с уставом хозяйственного товарищества. Ознакомление с уставом потенциальных партнеров и контрагентов, поможет обезопасить ТОО от сомнительных, кабальных сделок. Так как пункт 3 статьи 44 Гражданского кодекса определяет, что юридическое лицо несет ответственность перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением его полномочий, установленных учредительными документами.
Как исправить ситуацию?
Устав должен быть составлен и утвержден до момента или в день регистрации Товарищества. При регистрации юридического лица, в заявлении на регистрацию необходимо указать, что оно действует на основании Типового Устава. В таком случае при печати данной формы, будет указано, что юридическое лицо действует на основании Типового Устава. Если же юридическое лицо уже создано высший исполнительный орган Товарищества, должен принять решение об утверждении устава в новой редакции, подготовить индивидуальный проект устава на двух языках, подписать его и уведомить органы юстиции об утверждении устава в новой редакции.
- 1 просмотр