В обыденной практике, охватывающей сферу строительства и любые другие виды строительных работ, направленных на создание и изменение внутреннего и внешнего архитектурного облика (реконструкция, переоборудование, перепланировка) зданий, помещений жилого, нежилого назначения, довольно распространенными являются случаи, проведения подобных процедур без соответствующих согласований и разрешительных документов. Преждевременное строительство (реконструкция, переоборудование, перепланировка) без исходной строительной документации (решения, расчеты, обмеры, обоснования, изыскания и т.д.) всегда чревато отрицательными последствиями. В числе таких последствий нормы законодательства об административных правонарушениях устанавливают санкции, за несоблюдение установленного порядка. Рассмотрим наиболее распространенные административные правонарушения в сфере архитектурно-строительной деятельности.
Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) без проектной (проектно-сметной) документации либо по документации, не прошедшей экспертизу
В соответствии с частью 1 статьи 235 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу, по которой требуется ее проведение, - влечет штраф на физических лиц в размере 60, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере 80, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере 190, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере 280 месячных расчетных показателей (МРП).
Указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушения, предусмотренного выше, повлекшего привлечение к административной ответственности, влекут согласно части 2 указанной статьи штраф на физических лиц в размере 100, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере 150, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями - в размере 300 , на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере 500 МРП, с приостановлением работ.
Нарушение установленного порядка ввода объектов и комплексов в эксплуатацию
Согласно статье 236 Кодекса об административных правонарушениях нарушение установленного порядка ввода объектов и комплексов в эксплуатацию с нарушениями требований государственных нормативов в сфере архитектурно-градостроительной деятельности - влечет штраф на должностных лиц - членов государственных приемочных комиссий, индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от 50 до 100, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 200 до 300 МРП.
Незаконное строительство
Статья 237 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за незаконное строительство производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без соответствующего права на землю, которое влечет штраф на физических лиц в размере от 10 до 15, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от 10 до 50, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 100 до 200 МРП с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения либо без такового.
Незаконное переоборудование и перепланировка помещений
В соответствии с частью 1 статьи 238 Кодекса об административных правонарушениях незаконное переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилом доме без архитектурно-строительного проекта и разрешения уполномоченного органа по архитектуре и градостроительству - влекут штраф на физических лиц в размере от 5 до 10, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от 20 до 50, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 50 до 100 МРП.
Те же действия, которые повлекли или могли повлечь полную потерю прочности и устойчивости (разрушение) здания, согласно части 2 указанной статьи -влекут штраф на физических лиц в размере от 20 до 25 пяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от 50 до 100, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 100 до 200 МРП.
Эксплуатация объектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию
Статья 239 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за эксплуатацию (проживание, оказание услуг, производство продукции с целью получения доходов) законченных строительством, но не введенных в установленном порядке в эксплуатацию объектов, комплексов или их отдельных частей в виде штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от 10 до 50, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от 50 до 100 месячных расчетных показателей.
Кто рассматривает дела об административных правонарушениях в строительстве?
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе главный государственный строительный инспектор соответствующей административно-территориальной единицы.
Освобождение от административной ответственности
Истечение сроков давности
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 5 части 1 статьи 580 Кодекса об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 69 указанного Кодекса предусмотрено, что лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, кроме случаев, предусмотренных указанным Кодексом. Данная норма устанавливает общее требование относительно сроков привлечения к административной ответственности в сфере архитектурно-строительной деятельности. Срок давности за совершенное правонарушение должен быть установлен до возбуждения административного производства.
Таким образом, если с момента совершения одного из рассмотренных выше правонарушений прошло более 2 месяцев, правонарушитель подлежит освобождению от административной ответственности по статье 69 Кодекса.
Особенностью длящегося правонарушения в сфере строительства является то, что сроки давности начинают исчисляться со дня его обнаружения. Например, в ходе проверки или по заявлению заинтересованных лиц было установлено коммерческое использование объекта (магазин, цех, сауна и т.д.) не введенного в установленном законом порядке в эксплуатацию. В данном случае, срок для привлечения к ответственности начинает течь с момента фиксации факта уполномоченным лицом.
Совершение правонарушения прежним собственником
Еще одним из оснований, по которым лицо не может быть привлечено к административной ответственности, является отсутствие вины.
Согласно части 1 статьи 13 Кодекса об административных правонарушениях физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть административная ответственность за невиновное причинение физическим лицом вреда, не допускается.
Достаточно распространенными являются случаи, когда лицо приобретающее недвижимость впоследствии устраняет нарушения (внеплановые строения, незаконная перепланировка, переоборудование, реконструкция) допущенные прежним собственником. В этом случае, новый собственник имущества не может быть привлечен к административной ответственности за виновные действия другого лица их совершившего.
- 58165 просмотров