Для любой кадровой службы несчастный случай на производстве - настоящая головная боль. Несчастный случай всегда связан с риском проверок со стороны контролирующих инстанций и трудовой инспекции. Проверяющие вынуждают собирать огромное количество документов. А в заключение все это грозит еще и судебным разбирательством.
Давайте приведем пример. В организации занимающейся изготовлением корпусной мебели произошел несчастный случай. Один из работников получил производственную травму. По договору страхования работника от несчастного случая при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей страховая компания выплатила пострадавшему работнику сумму полностью покрывающую причиненный ущерб. Таким образом, работодатель избежал не только неприятных проверок со стороны компетентных органов и судебных разбирательств, но и не понес непредвиденных финансовых затрат.
Почему работодателю необходимо заключать договоры страхования
С 1 июля 2005 года в Республике Казахстан введен в действие Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" от 07.02.05г. № 30-III. Затем, в заголовок были внесены изменения Законом от 30.12.2009 №234-IV и на сегодняшний день его название следующее – Закон Республики Казахстан "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей".
В соответствии с данным Законом, если жизни и здоровью работника причинен вред в результате несчастного случая, приведшего к установлению ему степени утраты профессиональной трудоспособности либо его смерти, при наличии либо отсутствии вины пострадавшего работника, будет возмещаться вред.
Примечание: Размер вреда определяется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Также пострадавший работник от несчастного случая на производстве, и члены семьи погибшего в результате несчастного случая имеют право на возмещение морального вреда.
Данный вид страхования позволяет избегать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между работодателем и работниками и защищает имущественные интересы работодателя, связанные с его обязанностью компенсировать вред, причиненный жизни и здоровью работников, пострадавших на производстве. Также договор страхования помогает приобрести дополнительный способ мотивации для привлечения ценных сотрудников, приносящих прибыль компании.
Примечание: Данный вид страхования является обязательным видом страхования для всех работодателей, за исключением государственных учреждений.
Цель и принципы страхования работника от несчастного случая
Целью обязательного страхования работника от несчастного случая является обеспечение защиты имущественных интересов работников, жизни и здоровью которых причинен вред при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей, посредством осуществления страховых выплат.
Основными принципами обязательного страхования работника от несчастных случаев являются:
- обеспечение выполнения сторонами своих обязательств по договору обязательного страхования работника от несчастных случаев;
- экономическая заинтересованность работодателей в повышении безопасности труда.
Каких категорий работников касается страхование
Данному виду страхования подлежат все категории работников без исключения. Просто для каждого из них устанавливается свой определенный тариф для исчисления страховой выплаты.
Рассмотрим подробнее категории сотрудников
- Административно-управленческий персонал (АУП) — это работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию организации, и осуществляющие функции управления организацией.
Пример: Директор, заместитель директора, главный бухгалтер.
- Производственный персонал (ПП) — работники, занятые непосредственно на производстве основных или побочных продуктов или услуг.
Пример: слесарь.
- Вспомогательный персонал (ВП) — работники, занятые в обслуживании основного или побочного производства и хозяйствах организаций, обеспечивающие условия для ведения основной и вторичной (не основной) видов деятельности. То есть те сотрудники, которые не относятся к АУП и ПП.
Пример: водитель, техперсонал.
Нужно ли страховать внештатных работников?
В трудовом законодательстве нет такого понятия как "внештатный работник". Если же Вы подразумеваете под определением «внештатный работник» лицо, принятое на работу без соответствующего оформления документов согласно Трудовому Кодексу РК, то в любом случае работодатель обязан провести процедуру страхования. Потому как, в случае отсутствия и (или) неоформления надлежащим образом трудового договора по вине работодателя трудовые отношения считаются возникшими с того дня, когда работник приступил к работе. (пункт 3 статьи 38 Трудового Кодекса). То есть, даже если работник не оформлен надлежащим образом, он все равно является работником организации, а соответственно подлежит обязательному страхованию. Потому как страхованию подлежат все работники без исключения. В противном случае работодатель понесет ответственность.
Нужно ли страховать вакантные рабочие места?
Исходя из смысла законодательства, страхованию подлежит конкретный работник, а не должность или вакансия, в связи с тем, что законодательство предусматривает именно случаи когда причинен вред жизни или здоровью работника. При этом не важно, какую должность он занимает. Соответственно свободные вакансии страховать не нужно.
- 66982 просмотра