Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих

Трудовая деятельность государственных служащих регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными Законом "О государственной службе" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения. Государственные служащие делятся на административных и политических служащих. Для государственных служащих, как для административных, так и для политических есть свои особенности по привлечению их к дисциплинарной ответственности.

За что можно подвергнуть государственного служащего дисциплинарному взысканию?

Согласно Закона Республики Казахстан "О государственной службе", государственный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за:

  • виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей;
  • совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке;
  • превышение должностных полномочий;
  • нарушение Кодекса чести (Правил служебной этики) государственных служащих
  • нарушение государственной и трудовой дисциплины;
  • за несоблюдение установленных Законом "О государственной службе" ограничений, связанных с пребыванием на такой службе.

Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих

В соответствии с Законом "О государственной службе" и Законом "О борьбе с коррупцией" на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • отказ в наделении соответствующими полномочиями;
  • освобождение от выполнения государственных функций;
  • понижение в должности;
  • увольнение с занимаемой должности.

Следует учесть, что наложение дисциплинарной ответственности на служащего является правом, а не обязанностью лица уполномоченного на наложение взысканий, в связи с чем, в случае нецелесообразности применения взыскания руководитель может ограничиться предупреждением служащего о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

Как определяется вид дисциплинарного взыскания?

Так как взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка, форме и степени вины лица, его совершившего, то при определении вида взыскания учитываются в совокупности следующие важные моменты:

  • содержание и характер проступка;
  • обстоятельства, при которых проступок совершен;
  • негативные последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный проступок;
  • прежнее поведение лица, его совершившего;
  • стаж государственной службы;
  • иные обстоятельства, характеризующие личность служащего.

Проступки государственных служащих, за которые можно применить дисциплинарные взыскания подразделяются на следующие виды:

  • незначительные;
  • значительные;
  • серьезные.

Согласно Указу Президента РК "Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан":

  • Незначительным проступком является проступок, совершенный служащим впервые или после снятия ранее наложенного взыскания, который влечет применение к служащему взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за исключением проступка, за совершение которого предусмотрено увольнение.
  • Значительным проступком является проступок, совершенный служащим повторно в течение шести месяцев при наличии не снятого ранее наложенного взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, который влечет применение к служащему взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
  • Серьезным проступком является проступок, за совершение которого предусмотрено увольнение по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, антикоррупционным законодательством Республики Казахстан.

Поделитесь ссылкой