Законом предусмотрен определенный порядок поступления граждан на административную государственную службу. Этот порядок предусматривает конкурсный отбор, квалификационные требования к кандидатам, порядок прохождения испытания при поступлении на государственную службу.
Все необходимые документы, касающиеся прохождения госслужащим государственной службы, оформление решений государственных органов, ведение личных дел служащих готовит и осуществляет кадровая служба государственного органа в пределах своей компетенции (статья 6 Закона Республики Казахстан "О государственной службе").
В пункте 1 статьи Закона "О государственной службе" предусмотрено, что право занятия административной государственной должности имеют граждане Республики Казахстан. Таким образом, лицо претендующее на должность госслужащего, должно обязательно обладать гражданством республики.
Конкурсный отбор государственных служащих
Занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе.
Обратите внимание: В данном случае имеются исключения, а именно:
- Занятие административной государственной должности государственным служащим может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения.
- Право на занятие административной государственной должности вне конкурсного отбора имеют депутаты Парламента, депутаты маслихатов, работающие на постоянной основе, политические государственные служащие, судьи, прекратившие свои полномочия, за исключением прекративших их по отрицательным мотивам, выполнявшие свои полномочия не менее шести месяцев и соответствующие предъявляемым квалификационным требованиям.
Важно: Порядок занятия административных государственных должностей депутатами Парламента, депутатами маслихатов, работающими на постоянной основе, политическими государственными служащими, судьями определяется Президентом Республики Казахстан.
Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.
Для чего нужен конкурсный отбор?
Во-первых, конкурс на занятие административной государственной должности обеспечивает право граждан Республики Казахстан на равный доступ к государственной службе.
Во-вторых, решение конкурсной комиссии является основанием для занятия административной государственной должности либо отказа в поступлении на такую должность.
Так, участники конкурса, получившие положительное заключение конкурсной комиссии, имеют право занятия административной государственной должности. А лицо, имеющее право назначения, обязано принять на объявленную должность участника, получившего положительное заключение конкурсной комиссии. При этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством для поступления на государственную службу.
Участники конкурса, не получившие положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованные ею для государственной службы, могут быть зачислены в кадровый резерв, формируемый уполномоченным органом и его территориальными подразделениями. Что в последующем дает им право в течение года со дня их зачисления занять соответствующую административную государственную должность без прохождения дополнительного конкурса.
Обратите внимание: Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о кадровом резерве государственной службы, утвержденным Указном Президента Республики Казахстан 1243 от 04.12.2003 года.
Чем грозит должностному лицу прием на государственную должность гражданина, не прошедшего конкурс?
Должностные лица, принявшие на административную государственную должность граждан, не прошедших конкурсный отбор, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, привлекаются к дисциплинарной ответственности в общем порядке, установленном статьей 28 Закона "О государственной службе".
Испытание при поступлении на административную государственную должность
Согласно статье 15 Закона "О государственной службе", для гражданина, принятого на административную государственную службу впервые или вновь после ее прекращения, а также принятого на административную государственную должность вышестоящей категории, может быть установлено испытание на срок до 3 месяцев.
Обратите внимание: В срок испытания не засчитываются периоды, когда административный государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
При неудовлетворительном результате испытания административный государственный служащий может быть уволен как не прошедший испытательный срок по согласованию с уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.
Основанием для признания результатов испытания неудовлетворительными является неспособность надлежащего выполнения административным государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей. При этом все факты, подтверждающие неспособность выполнения должностных обязанностей государственным служащим, должны быть письменно зафиксированы кадровой службой государственного органа и отражены в представлении о результатах испытания.
На заметку: На административных государственных служащих, проходящих испытательный срок, распространяется законодательство о государственной службе.
Важно: Если срок испытания истек, а административный государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и срок испытания засчитывается в стаж государственной службы. Последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан (например, за коррупционной правонарушение).
Квалификационные требования к административным государственным должностям
Для оценки профессиональных качеств кандидатов, претендующих на занятие вакантных административных должностей в государственных органах Приказом первого заместителя Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 09.01.2008 года за № 02-01-02/5 утверждены Типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей. Таким образом, данные типовые квалификационные требования установлены к категориям административных государственных должностей групп категорий А, В, С, D, Е и предъявляются к гражданам, претендующим на занятие отнесенных к ним должностей. То есть при приеме граждан на любую из указанных категорий государственных должностей помимо всего вышесказанного важно учитывать указанные квалификационные требования.
Для примера:
В соответствии с подпунктом 1) пункта 8 Типовых квалификационных требований к категориям административных государственных должностей (редакция от 25.02.2008 года), к категориям административных государственных должностей группы категорий D, а именно D-1 (Руководитель аппарата, за исключением аппарата акима области) устанавливаются следующие типовые квалификационные требования:
- образование — высшее профессиональное;
- не менее четырех лет стажа государственной службы, либо не менее одного года стажа государственной службы при условии завершения обучения по государственным программам подготовки и переподготовки государственных служащих на основании государственного заказа или в зарубежных высших учебных заведениях по приоритетным специальностям, утверждаемым Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом (магистратура, бакалавриат), либо не менее трех лет стажа работы на руководящих или иных должностях в государственных органах, либо наличие не менее пяти лет стажа работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях, либо завершение обучения (докторантура) по государственным программам подготовки и переподготовки государственных служащих на основании государственного заказа или в зарубежных высших учебных заведениях по приоритетным специальностям, утверждаемым Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом;
- знание Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «Об административных процедурах», «О нормативных правовых актах», Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан (Правил служебной этики государственных служащих), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567, нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в областях, соответствующих специализации конкретной должности данной категории, Стратегии развития Казахстана до 2030 года.
- другие обязательные знания, необходимые для исполнения функциональных обязанностей по должностям данной категории.
- 1 просмотр