Работники организаций, в которых сменился собственник (учредитель) либо была проведена реорганизация, могут столкнуться с требованием работодателя о перезаключении трудовых договоров либо незаконным увольнением. Имеются ли в действительности у работодателя основания для изменения и прекращения трудовых отношений в таких ситуациях?
В соответствии со статьей 49 Трудового кодекса Республики Казахстан в случаях изменения наименования, ведомственной принадлежности, смены собственника имущества или реорганизации работодателя (в формах выделения, разделения, преобразования, слияния, присоединения) трудовые отношения с работниками продолжаются без изменений.
Фактически при изменении наименования, подчиненности, собственника или учредителя (участника) продолжает функционировать та же самая организация. В случаях реорганизации вместо прежней организации может возникать другая, которая является правопреемником по ее правам и обязанностям, в том числе и по отношениям с работниками.
Это означает, что работодатель не вправе со ссылкой на указанные обстоятельства:
- требовать перезаключения работниками трудовых договоров (на тех же или иных условиях);
- отказывать в продолжении работы некоторым работникам;
- переводить работников на другую работу или иным образом изменять условия труда минуя установленный законом порядок.
Исключение составляют случаи, когда изменение трудовых отношений осуществляется с согласия самих работников. Например, при реорганизации ТОО путем выделения, часть работников с их письменного согласия могут быть приняты на работу во вновь созданное ТОО.
Действия работодателя в обход указанного ограничения являются незаконными и могут быть обжалованы работниками государственному инспектору по труду или в судебном порядке.
- 17594 просмотра