Оспаривание дисциплинарного взыскания государственным служащим в судебном порядке

Государственный служащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности вправе оспорить действия и решения государственных органов или должностных лиц непосредственно в суде. При этом предварительное обращение в вышестоящие органы, должностному лицу не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.

Надо ли сначала обращаться в согласительную комиссию?

На основании пункта 1 статьи 159 Трудового кодекса Республики Казахстан требование о создании согласительной комиссии для рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на государственных служащих. Государственному служащему не нужно предварительно обращаться в согласительную комиссию работодателя до обращения в суд.

Куда подается исковое заявление?

В соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан "О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров" от 06 октября 2017 года № 9, иски по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, подлежат предъявлению в суд по общим правилам гражданского судопроизводства по месту нахождения ответчика.

Срок для обращения в суд

Согласно статье 160 Трудового кодекса Республики Казахстан, для работников, которые вправе обратиться в суд без обращения в согласительную комиссию, установлены следующие срок для обращения в суд:

  • по спорам о восстановлении на работе - 3 месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта работодателя о прекращении трудового договора;
  • по другим трудовым спорам - 1 год с того дня, когда работник или уже бывший работник узнал о нарушении его права.

Если на государственного служащего было наложено дисциплинарное взыскание в виде прекращения трудового договора (увольнения), он может обратиться с исковым заявлением в суд в течении 3 месяцев со дня вручения ему копии приказа об увольнении или дня направления ему копии этого приказа по почте.

Если на государственного служащего было наложено какое-то иное взыскание, он может обратиться с исковым заявлением в суд в течение 1 года со дня, когда ему стало известно об издании приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Пропуск указанных сроков для обращения с исковым заявлением не является безусловным основанием для суда к отказу в принятии искового заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании при рассмотрении искового заявления по существу и могут являться одним из оснований к отказу в его удовлетворении.

Порядок и сроки рассмотрения заявления

Согласно части 2 статьи 183 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан гражданские дела рассматриваются судом в срок до 2 месяцев со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, а гражданские дела о восстановлении на работе - в течении 1 месяца с этого дня.

Разбирательство происходит с участием руководителя государственного органа, должностного лица, решения и действия которых
оспариваются, или их представителей.

Неявка в судебное заседание кого-либо из перечисленных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

В соответствии с пунктом 30 вышеуказанного Нормативного постановления, при рассмотрении заявлений об оспаривании приказов работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности суд учитывает то, что нарушением трудовой дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Результат рассмотрения иска

Суд, признав исковое заявление обоснованным, выносит решение об отмене приказа (решения, акта) соответствующего государственного органа или должностного лица о привлечении государственного служащего к дисциплинарной ответственности.

Суд отказывает в удовлетворении искового заявления, если установит, что оспариваемые решения и действия были вынесены и совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа или должностного лица и права, свободы и охраняемые законом интересы государственного служащего не были нарушены.